Музыкальная культура Прибалтики

Музыкальная культура Прибалтики начала развиваться сравнительно недавно. В своем развитии она преодолевала западнические модернистские влияния, воздействие культовой музыки. Положительным фактором явились давние связи Латвии, Литвы и Эстонии с музыкальной Россией. Некоторые из композиторов Прибалтики в прошлом учились в Петербургской консерватории у Римского-Корсакова и других видных профессоров. Прогрессивные традиции русской музыки способствовали росту музыкальной культуры Прибалтийских республик.

Латышский народ высоко ценит наследие национального композитора А. Калныня (1879–1951) – воспитанника Петербургской консерватории. (Композитор и первоклассный органист, он был наиболее выдающимся музыкальным деятелем Латвии и одно время занимал пост директора консерватории Латвийской ССР. А. Калнынь пробовал свои силы в оперном и балетном жанрах, написал около 300 песен и романсов (среди них – романсы на слова Я. Райниса), более 200 хоровых произведений (в том числе кантаты, обработки народнопесенного материала). Он проявил себя и как симфонист. Ему принадлежат также фортепианные и органные пьесы.

Еще в 1920 году в Риге состоялась премьера оперы А. Калныня «Банюта» (вторая редакция относится к 1941 году). Она стала национальной классической оперой. По своему содержанию эта опера связана с далеким прошлым латышского народа.

Латышский национальный оперный театр был создан в первый, кратковременный период существования Советской Латвии. На протяжении ряда лет театру пришлось работать в условиях буржуазного строя. Все же, помимо «Банюты», театральный коллектив показал некоторые другие латышские оперы. В оперную труппу входил ряд выдающихся певцов. Приезжали гастролеры – оперные певцы Советского Союза и других стран. Помимо опер и балетов, театр ставил оперетты («Летучая мышь» и «Орфей в аду» были поставлены знаменитым режиссером М. Рейнгардтом). Крупным событием явилась постановка в буржуазной Латвии балета «Красный цветок» Р. Глиэра, осуществленная советским балетмейстером В. Тихомировым. Любопытно, что руководство театра сочло нужным сократить финальный апофеоз, где звучит мелодия «Интернационала».

Уже с конца 20-х годов театр вступил в полосу кризиса – материального и художественного. Он был преодолен лишь после того, как в Латвии вновь установилась власть Советов.

Опера М. Зариня «К новому берегу» написана по мотивам известного романа В. Лациса. Это первая латышская опера на современную тему, получившая широкое признание. Тепло встретили слушатели и вторую оперу того же автора – «Зеленая мельница».


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189