Музыкальное искусство Армении

Страстность, сила глубоких чувств, порой скорбных, порой лучезарных, ликующих, тонкое изящество, грация отличают музыкальное искусство Армении.

После Комитаса и А. Спендиарова в истории армянской музыки начался период, связанный прежде всего с именем А. Хачатуряна. Выдвигаются и другие армянские композиторы. Они многое сделали в области оперы и балета. А. Степанян за период с 1931 по 1960 год написал пять опер – они посвящены значительным общественно важным темам. Композитор обращался и к социальной сатире, и к героическому эпосу. Лучшая его опера – «Лусабацин» – относится к 30-м годам. Опера «Героиня» – первое в армянской музыке произведение этого жанра, раскрывающее современную тему. К сожалению, ее драматургия уязвима. Критика отмечала, что в этой опере сказалось влияние «теории бесконфликтности»

Оперы и балеты писали армянские композиторы, жившие за пределами республики: ленинградец Л. Ходжа-Эйнатов, москвичи Н. Чемберджи, С. Баласанян.

К 40-летию Великой Октябрьской революции Ереванский театр оперы и балета поставил новую оперу «Арцваберд» А. Бабаева. В этой насыщенной волнующим драматизмом опере нашла отражение классовая борьба в армянской деревне (первые годы коллективизации).

Наряду с современной тематикой авторы армянских опер воплощают исторические темы. Крупным событием музыкальной жизни республики была постановка героико-патриотической оперы А. Тиграняна «Давид-бек». Ее автор – один из старейших композиторов и музыкальных деятелей Армении. Еще в дореволюционные годы он написал оперу «Ануш» (по поэме О. Туманяна), ставшую любимым музыкальным произведением армянского народа. Над оперой «Давид-бек» (по роману Раффи) композитор работал несколько лет. Ее премьера состоялась уже после смерти автора. Действие оперы относится к началу XVIII века. Оно развивается на широком историческом фоне «в Армении и Грузии, в центре народного восстания в Сюнике и во враждебном стане, в лагере персидского хана. Зритель видит прославленных легендарными подвигами полководцев, самого Давид-бека – беззаветно преданного родине полководца, его соратника, пылкого и храброго Шаумяна, бесстрашного сына народа, крестьянина-воина Сантура, отважную и благородную армянскую девушку Шушан, грузинского царя Вахтанга VI, прекрасную Тамар, посланца русского царя Петра Первого». Вот как вместительно содержание этой оперы! Главный же ее герой – народ, борющийся против угнетения.

Армянские композиторы, как и грузинские, успешно работают в балетном жанре. После балетов А. Хачатуряна надо назвать балет Г. Егиазаряна «Севан» о молодежи современной армянской деревни. Г. Егиазарян – ученик Н. Мясковского; это тонкий самобытный мастер, превосходно владеющий техникой, в частности техникой оркестровки. В его балете много хороших по музыке танцев, красочных эпизодов, верно передающих дух армянского музыкального фольклора и отличающихся темброво-гармонической изобретательностью. Поэтичны лирические сцены и танцы, связанные с образом героини балета – Рузан.

Автор балета «Мармар» – молодой композитор Э. Оганесян. Он написал также квинтет для струнных и фортепиано, оцененный как одно из достижений армянской камерной музыки. Балет «Мармар» сочинен по мотивам народных сказаний. Его высокое этическое содержание выражено фантастико-аллегорическими образами.


Посмотреть предыдущие новости:

1 комментарий к записи “Музыкальное искусство Армении”

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189