Музыкальные инструменты и игрушки для развития восприятия звуковысотных отношений

Нами был разработан специальный опытный, образец, который назван «музыкальная лесенка». Все ступеньки лесенки построены в мажорном диатоническом звукоряде. Этот образец давал наглядное представление о звуковысотных соотношениях: ступеньки и звучат постепенно в восходящем движении звукоряда, и одновременно ребенок видит возвышающиеся и снижающиеся плоскости. Куколка матрешка, укрепленная на конце небольшой палочки, может ходить по этим ступенькам, вызывая соответствующее звучание ступеней мажорной гаммы. Все ступеньки съемные: они могут быть заменены другими, звучащими в других тональностях. Кроме того, музыкальная лесенка может изменять и свой внешний вид: она укладывается в лежащем положении (по типу металлофона), и ступеньки размещаются соответственно. В целом конструкция игрушки не только хорошо моделирует выгодные соотношения, но и дает возможность детям разнообразно пользоваться ею.

Детям очень удобно манипулировать и колокольчиками, также подобранными точно в соответствии со ступенями мажорного диатонического лада и расположенными в диапазоне двух октав. Все колокольчики (различной высоты по своему звучанию и различного размера) расположены от низких к высоким звукам. Все они укреплены на высокой подставке. Каждый из колокольчиков легко снимается,_ и дети комбинируют различные звуковые сочетания. Если же подставку со всеми колокольчиками взять в руки, то они издают одновременное тремолирующее, очень нежное звучание. Таких наборов колокольчиков несколько экземпляров. Если в одном из звукорядов зазвучит какой-нибудь из колокольчиков, то дети находят аналогичный ему в другом звукоряде. Сначала они ориентируются по слуху, зрению и движению руки, затем только по слуху.

Для усвоения звуковысотных отношений использовались также все инструменты, построенные в мажорном звукоряде: аккордеон, баян, кларнет, флейта, саксофон, цитра, домра, пианино, металлофон и др. Все они звучат в пределах полутора-двух октав, чисто настраиваются, мелодичны, но способы звукоизвлечения у них разные, так как они принадлежат к разным видам музыкальных инструментов и изготовлены как маленькие модели настоящих инструментов.

На всех перечисленных инструментах около соответствующего звука написана обозначающая его нота. Дети уже в состоянии их прочесть, так как это простые слоговые сочетания до, ми и т. д. Большинство из них имеет и графическое изображение: на маленьком отрезке нотного стана записана соответствующая нота .


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189