Музыкальные неудачи в период Великой Отечественной Войны

В период Великой Отечественной Войны были также попытки писать фронтовые лирические песни в эстрадно-джазовом жанре. Авторы произведений такого рода часто угождали весьма нетребовательным музыкальным вкусам. Имели место здесь и явная халтура, и грубый дилетантизм. Как более удачный опыт джазовой лирической песни отметим песню М. Табачникова «Давай закурим» (слова И. Френкеля). Она возникла на Южном фронте в конце 1941 года и очень быстро срослась с фронтовым бытом, стала известна всем и каждому. Еще большее распространение получила «Темная ночь» Богословского (слова В. Агатова) из кинофильма «Два бойца». Ее танцевально-джазовый склад вне сомнения. Высокой художественной ценностью она не обладает. Но композитор нашел выразительную в своем роде мелодию. Она легко запоминалась, производила впечатление, особенно во фронтовой обстановке. Другая песня того же автора из того же фильма – «Шаланды, полные кефали»– пошловата и несет на себе отпечаток старорежимного одесского «фольклора».

Неудачи и творческие просчеты все же не определяли лица советского песенного творчества периода войны. Оно было богатым как по содержанию, так и в отношении музыкального языка. И. Нестьев писал о «весьма ясно ощутимом выдвижении в новой советской песне русского мелодического начала. Явление это, – отмечает критик, – несомненно тесно связано с общей волной патриотического подъема, который был вызван войной. Русские люди, возглавившие беспримерную битву народов против самого страшного врага культуры, с особой гордостью обратились в эти годы к родной истории, родному искусству, родным песням. Это явилось вполне естественным ответом на безумную идею гитлеровцев – подчинить себе славянские страны и уничтожить их культурную независимость… Композиторы подняли к жизни множество разнообразнейших русских национальных интонаций – от современной крестьянской частушки до оборотов старинного русского вальса, от старых солдатских напевов до обаятельных наигрышей девичьих «страданий».

Ярко проявилось национальное начало во многих песнях, созданных композиторами Украины, Белоруссии, Грузии и других республик. Показательны в этом смысле и армянские песни. Лирическая «Песня воина» А. Сатяна выросла из крестьянского фольклора. Ее грациозная поэтическая мелодия глубоко национальна. То же можно сказать об изящной, утонченной песне Г. Егиазаряна «Холодный ручей». В ней широко, свободно развиты обороты народной мелодии, записанной Комитасом.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189