Музыкальные образы в ариях Н. Глиэра

Р. Глиэр не счел нужным ориентироваться на простейшие песенно-куплетные формы, характерные для некоторых национальных музыкально-театральных произведений, занимающих промежуточное место между музыкально-драматическим спектаклем и оперой. Композитор свободно пользовался теми сложными выразительными средствами и формами, которыми располагает оперное искусство. В опере Р. Глиэра нашла широкое применение форма большой лирической арии (арии Шахсенем, Кериба, Бахрам-бека, Шахвелледа). В ариях Глиэр прибегает к разнообразным композиционным схемам  – трехчастной, пятичастной. Он обычно не дает точных повторений (реприз), пользуясь приемом варьирования основного тематического материала. Вокальная мелодия при этом часто остается неизменной, варьируется оркестровая партия. Различные типы фигураций, полифонические голоса делают оркестровое изложение насыщенным, богатым.

В опере есть также развитые ансамбли, хоры. Некоторые из них (например, хор «Базарный день» в начале второго действия) представляют собой большие народные сцены. Другие хоровые эпизоды (хор подруг Шахсенем) более скромны по своим размерам, но выделяются грациозностью мелодии, тонкостью, прозрачностью оформления.

Существенная роль принадлежит симфоническим картинам (это первые опыты в области азербайджанского симфонизма) и разнохарактерным танцам, несомненно подготовившим рождение азербайджанского балета.

Увертюра представляет собой большую пьесу концертного типа (ее форма – сонатное аллегро). Во вступлении звучат причудливые наигрыши, виртуозные пассажи. Композитор воспроизводит характер народных инструментальных импровизаций. Главная тема  – свадебное шествие, основанное на мелодии азербайджанского народного танца. Следующий раздел (побочная партия) построен на материале скорбной арии Шахсенем «Вот уж смертный час настал». Эта ария заключает в себе большое мелодическое развитие; она не лишена элементов симфонизма. Ее музыка органически включается в общее симфоническое движение увертюры.

Таким образом, увертюра передает контраст между пышным свадебным церемониалом и горем Шахсенем, тоскующей о возлюбленном.

Последний раздел экспозиции основан на музыке народного танца «зизели».

Разработка заключает в себе столкновение трех тем; во втором ее разделе большое соло скрипки имитирует импровизацию «а кеманче. При повторении (реприза) темы меняются местами (принцип «зеркального» отражения экспозиции).

Таково в общих чертах строение этой увертюры, несколько растянутой, но интересной по музыкальному материалу и написанной многоопытной рукой.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189