Музыкальные образы в опере «Кер-Оглы»

Музыкальный портрет героя оперы «Кер-Оглы»  в большой мере вырастает из напевов ашугов. Кер-Оглы  – богатырь, предводитель восстания, Кер-Оглы  – нежный влюбленный и пламенный ашуг,  – таковы различные стороны этого многогранного образа. Превосходным исполнителем ответственейшей роли народного вождя был знаменитый азербайджанский певец Мамедов, более известный под именем Бюль-Бюль (Соловей).

Поэтичен образ девушки из народа Нигяр. Девичья нежность сочетается в ней с силой духа. Смелая и решительная, она обличает ненавистного хана.

Музыкально-драматические конфликты и контрасты насыщают все произведение. Так, например, Жизнерадостной музыке, рисующей Кер-Оглы, контрастирует заунывно тоскливая песня девушки, услаждающей слух Гасан-хана (четвертый акт). «Это музыкальное противопоставление символизирует противоположность двух миров: мира уходящего, мира плетки и бича, унизительного гарема, изливающего свои слезы в рыдающих звуках… и мира победы торжествующего народа, ликующего на зеленых склонах Ченлибеля».

Опера «Кер-Оглы» соединяет традиционные приемы европейской музыки с азербайджанскими национальными интонациями, ритмами, ладами. В симфонический оркестр введены народные инструменты (тар, кеманча, зурна). Все это накладывает на оперу печать национального своеобразия.

Увертюра, арии и песни Кер-Оглы, ария Нигяр, мощные народные хоры, увлекательные по музыке танцы из «Кер-Оглы» получили большое распространение и оценены по достоинству слушателями разных национальностей.

Опера Гаджибекова сыграла положительную роль в утверждении героико-эпического оперного жанра, основанного на неистощимых богатствах народной музыки и поэзии.

Заслуги Гаджибекова  – автора «Кер-Оглы» – несомненны. Но он не имел возможности в равной мере решить все творческие проблемы, связанные с созданием азербайджанской монументальной оперы: для этого нужен был труд ряда композиторов. В «Кер-Оглы»; несмотря на большие размеры оперы, музыкальные темы мало разрабатываются. Композитор часто пользуется приемом повторения тех или иных фрагментов. Если в хоре «Ченлибель»,. песнях Кер-Оглы из четвертого акта, песне о вине (пир Гасанхана), в танцах национальный характер определяет все компоненты музыкальной ткани, то в некоторых других местах такое единство отсутствует: гармония становится нейтральной, слишком уж «общеевропейской», вступая в известное противоречие-с народной основой музыки оперы. В драматических эпизодах ощущается недостаточное разнообразие выразительных: средств.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189