Музыкальные образы в опере «В бурю»

При большой доступности, ясности музыкального языка опера Хренникова «В бурю» стоит значительно выше опер Дзержинского в отношении композиторской техники. Сказывается хорошая подготовка» полученная Хренниковым в Московской консерватории.

Композитору удались музыкальные характеристики Натальи. Леньки, матери, Фрола Баева. Все это живые люди, а не трафаретные оперные «герои». Выразителен образ кулака Сторожева  – жестокого, хитрого, опасного врага. Его мрачный, как бы похоронный монолог «Идут с Севера люди» хорошо передает обреченность черного дела Сторожевых.

Несколько слабее музыкальный образ Листрата. Правда, в нем нет той внутренней противоречивости, которая порой ощущается в характеристике Давыдова из «Поднятой целины» Дзержинского. Но музыке, рисующей этот персонаж, присущ холодок и несколько официальная риторика. Эти недостатки впоследствии скажутся в обрисовке ряда аналогичных по своему идейному значению персонажей советских опер.

«В бурю»  – первая опера. Пение здесь уступает место обычной разговорной речи; оркестр временно умолкает. Такой прием в данном случае вполне уместен; более того, он необходим: трудно представить себе, как можно было решить эту задачу средствами вокальной музыки. После небольшого разговора Ленина с тамбовскими крестьянами-ходоками оркестр широко и торжественно заканчивает сцену Оперу Хренникова обычно относили к числу «песенных опер», для которых характерно преобладание «малых» песенно-куплетных форм. Но «В бурю» высоко подымается над другими произведениями этого типа. Дело здесь не только в таланте автора. Хренников не ограничивался «малыми формами». Четвертая картина (Наталья, Ленька) заключает в себе большое вокально-симфоническое развитие. Критика справедливо отмечала волнующий драматизм этой сцены, правдиво передающей сильные переживания действующих лиц. Страдания Натальи, поверившей Сторожеву, который оклеветал Леньку, ее отчаяние, гнев, а в заключительном эпизоде  – тихая радость, счастье любви, восторжествовавшей над клеветою,  – все это передано бескрайним разливом задушевного мелоса. Примечательны в опере оркестровые кульминации, например, грозная тема антоновцев, симфонический эпизод после убийства Фрола. Его тема звучит на фоне пассажей, рисующих бурю. Этот фрагмент приобретает такое же символическое значение, как и название оперы.

Отличают оперу Хренникова также свежие гармонические обороты, интересное применение народно-песенных подголосков.

Молодой композитор еще не обладал большим творческим опытом. Но природная одаренность и чувство жизненной правды дали ему возможность сказать свое слово.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189