Музыкальные построения Г. В. Свиридова

У Г. В. Свиридова обычно не найдешь особенно сложных музыкальных построений. Он тяготеет к прозрачности, иногда графичности изложения, экономии выразительных средств, лаконизму. Не прибегая к сложностям, Свиридов умеет быть новым, свежим, говорить по-своему об известных уже вещах. А говорит он о многом и разном. Что общего между Бернсом, Исаакяном, Есениным и Маяковским? У Свиридова, впрочем, общее есть: оно в очень глубинном, могучем и трепетном ощущении родины, родной земли, будь то бернсовская Шотландия, выжженные солнцем горные склоны Армении, воспетые Есениным рязанские поля и перелески или, наконец, Советская Россия.

Вокальный цикл на стихи Роберта Бернса (перевод С. Маршака) написан для баса и фортепиано. Почти в каждой части цикла явственно ощущается жанровая песенная основа: народные, демократические интонации, куплетность, вариационность. Заметна связь с шотландскими песнями Бетховена (особенно близка к ним четвертая песня свиридовского цикла – «Робин»), Порой намечаются связи с традициями песен Шуберта. Размышления поэта о жизни, о молодости и старости, образы большой, чистой любви, картины быта, народный юмор, дерзкий вызов «сильным мира сего» – все это нашло художественно точное, лаконичное отображение в музыке Свиридова. Песни разнообразны и по тематике, и по приемам воплощения литературных образов. В песне «Возвращение солдата» композитор объединяет в одно художественное целое отголоски «тяжелого грома» недавней войны и любовное чувство. Номер шестой – «Финдлей» – представляет собой забавный диалог парня и девушки. Хотя песню исполняет один певец, оба персонажа получают рельефные характеристики в рамках вокальной партии. Чудесная песня «Прощай!» скорее может быть названа романсом: тут господствует плавная кантилена, поддержанная красивыми гармониями фортепиано.

Музыкальная поэма «Страна отцов» сочинена для тенора и баса с фортепиано. Слова принадлежат талантливейшему армянскому поэту А. Исаакяну (переводы А. Блока и других авторов). Этот цикл – произведение, значительно больших масштабов, по сравнению с песнями на слова Бернса. Композитор создал как бы камерную ораторию. Ей присуща монументальность. В цикле преобладают мощные эпические и героические образы. Они подобны статуям, высеченным из гранита.

Свиридов объединяет отдельные части произведения, стремясь к непрерывности музыкально-поэтического повествования. Это действительно поэма, проникнутая внутренним развитием образов и идей.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189