Музыкальный альманах «Трибуна композитора»

Еще задолго до революции А. Кастальский стал одним из лучших знатоков русской крестьянской песенности. Он любовно и с полным знанием дела реставрировал народные памятники музыкальной старины («Картины народных празднований на Руси в обрядах и песнях»), В 1900-х годах Кастальский написал ряд лучших своих хоровых произведений: «Былинка», «Слава» (слова народные), «Русь» (слова Никитина), «Тройка», «Поля неоглядные» (на текст Гоголя и:з поэмы «Мертвые души»). Много работал он и в области церковной музыки.

Когда совершилась революция, А. Кастальскому было более шестидесяти лет. Несмотря на преклонный возраст, он стал одним из самых энергичных, деятельных, инициативных строителей советской музыкальной культуры. Он работал ректором и педагогом Московской хоровой академии, возглавлял Управление хоровыми академиями Москвы и Петрограда. С 1923 года Кастальский  – профессор Московской консерватории. В то же время он активно участвует в массовой музыкальной работе, в деятельности различных общественных организаций. С юношеской страстностью бросается он в бурный поток музыкально-общественной жизни страны, выдвигает различные планы, проекты в области хорового искусства, пропаганды народного творчества, консультирует, дает советы, поддерживает новые интересные начинания.

А. Кастальский всем своим существом осознал, какое огромное значение приобретает в советских общественных условиях народное музыкальное искусство. Старинная русская крестьянская песня по-прежнему в наибольшей мере привлекала внимание Кастальского. Музыкант-практик, он проявил себя и как вдумчивый, пытливый исследователь, автор двух ценных работ  – «Особенности народно-русской музыкальной системы» и «Основы народного многоголосия». Рассматривая стилистические особенности народного хорового пения, Кастальский подчеркивает все самобытное, не укладывающееся в рамки школьно-академических «правил». С полемической горячностью выступает он против «казенно-шаблонных» приемов, рутинных догм, имеющих место в профессиональной музыке, призывает учиться у народа мелодической изобретательности, выразительной силе голосоведения.

Эти художественные принципы А. Кастальский стремился осуществить в своем творчестве. Б. Асафьев, высоко ценивший деятельность Кастальского, оставил колоритное описание его работы над хоровой партитурой: «…он лукаво повертывается к наблюдательному собеседнику и словно приглашает следить: «Ну как? Куда мы направим вот хотя бы это фа у альта?» И с хитроватым взорам художника (Кастальский любил живопись), нацелившимся над полотном, быстро опускал карандаш в ту строчку нотного стана, где как раз не хватало совсем негаданного оборота для голоса: «Да, да, да, вот пошлем его сюда  – так сочнее и вкуснее».

И опять хитро поглядывает на меня. «Что у вас, петербуржцев, там так не принято, не по учебнику, мол? А по чутью народному, по-русски, а не по хоралам, на наш слух, да, пожалуй и по Бородину  – роднее этот вот завиточек звучать будет».


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189