Музыкальный стиль кантаты «Александр Невский»

Финал кантаты –  «Въезд Александра Невского во Псков». Прокофьев возвращается здесь к темам русских хоров (как бы реприза). Тема хора «А и было дело на Неве-реке» звучит необыкновенно мощно, выражая победное торжество. Народ приветствует героев-победителей.

Шел солдат с фронта и вот вернулся в родную свою хату. Четыре года воевал Семен. Наконец-то увидел он свою мать, сестренку Фросю, любимую девушку Софью Ткаченко. В селе установилась Советская власть. И вдруг нагрянули немцы. Они жгут, грабят, вешают матроса Царева. Семен уходит в партизанский отряд. Снова попал он на фронт. Отец Софьи – кулак, бывший фельдфебель, хочет насильно выдать дочь за вернувшегося помещика Клембовского. Котко похищает невесту, но потом сам попадает в руки врагов. Партизаны спасают его от гибели.

Оперная драматургия Прокофьева во многом не похожа на классическую. На протяжении ряда лет он осуществлял свою оперную реформу, которая находила и убежденных сторонников и ярых противников. Прокофьев хотел по возможности динамизировать оперную форму, насытить ее быстро развивающимся действием без традиционных лирико-созерцательных статичных эпизодов, когда действие останавливается (большие лирические арии, дуэты, бездейственные хоровые сцены бытового характера и т. п.).

По темпу сценической жизни прокофьевские оперы приближаются к драматическому спектаклю, а порою даже к кинофильму.

Композитор отказывается от принципа закругленных номеров. В «Семене Котко», например, нет больших арий, закругленных по форме ансамблей. Огромное значение придавал Прокофьев речитативу. Здесь он во многом следовал по пути, намеченному Мусоргским. Речитативы «Семена Котко» жизненны, тонко передают интонации разговорной речи, спокойной, насмешливой, взволнованно тревожной. В отдельных случаях пение сменяется обычным говором.

Прокофьевские оперы часто называли речитативными, но это не совсем верно. Опера «Семен Котко», помимо речитативов, заключает в себе песенные эпизоды, небольшие ариозо, ансамбли и хоры, построенные свободно вне традиционных оперных форм. Порой мы слышим очень певучие темы; таковы, например, фраза Котко «Шел солдат с фронта» (она приобретает значение лейтмотива), нежная мелодия эпизода встречи Семена и Софьи, песенка Фроси «И шумит, и гудит», хоровые песни. Но в соответствии с общими принципами прокофьевской оперной драматургии эти музыкальные мысли лишь высказываются, не получая протяженного развития. Более обстоятельно излагает композитор чудесную тему «ноктюрна» в третьем действии.

Важнейшим элементом музыкальной драматургии является оркестр. Он следует за всеми поворотами действия, чутко откликается на все происходящее на сцене. При этом оркестровая партия предельно лаконична и, чужда многословия.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189