Музыкальный стиль С. С. Прокофьева

С ранних лет Прокофьева влекло к театральным жанрам, и это влечение у него сохранилось на всю жизнь. Он автор семи опер и семи балетов. Большая часть его симфонических произведений (Третья и Четвертая симфонии, ряд оркестровых сюит) возникла на основе театральной музыки, а также музыки для кино. Другой жанр, имевший для него особое значение,– фортепианная музыка. Первоклассный пианист, он создал для фортепиано пять концертов, девять сонат, ряд пьес, объединенных в циклы.

Прокофьевский стиль сложился быстро и сразу поразил всех своей новизной, острой характерностью индивидуальных примет. Композитор упорно искал новые интонации и гармонии. Иногда, стремясь ошеломить слушателей, он обрушивал на них целый каскад жестких, диссонирующих звучаний. Прокофьев избегал привычных мелодических оборотов; некоторые его темы лишены певучести, плавности; мелодическая линия разорвана и порой словно вздыблена. Но тот же Прокофьев умел находить певучие и вместе с тем свежие, не банальные мелодии русского склада. Наряду с звуковыми нагромождениями «Скифской сюиты» он пользовался прозрачными, светлыми гармониями («Классическая симфония»). Творческая изобретательность композитора была поистине безгранична. Она привела его ко многим замечательным открытиям в области мелоса, гармонии, оркестровки.

В прокофьевской музыке огромная роль принадлежит ритму. Композитор тяготел к ритмической четкости, он часто пользовался ритмами марша, танца. Им написан ряд маршей – энергичных, напористых, нередко насмешливо-иронических. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» приводил в восторг даже самую неискушенную в музыке аудиторию. Прокофьев «омолаживал» старинные танцевальные жанры (гавот, менуэт), вкладывая в них современное музыкальное содержание. Так возник прокофьевский «неоклассицизм» – своего рода реконструкция музыкальных жанров, форм, приемов добетховенской эпохи (но без тени архаики и условного стилизаторства!). «Классическая симфония» сочинена Прокофьевым «под Гайдна» с сохранением всех основных особенностей своего стиля. Третья часть этой симфонии – гавот – особенно нравится широким слушательским кругам.

Прокофьевская индивидуальность сказалась и в его многокрасочной, богатой смелыми контрастами оркестровке, и в его фортепианном стиле. Решительно отбрасывая мишуру пышных виртуозных приемов, Прокофьев в своих лучших фортепианных произведениях сочетает прозрачность, певучесть с отрывистой металлической звучностью, стремительными, динамичными пассажами. Наряду с произведениями технически сложными, трудными для исполнения, у него есть ряд пьес, фактура которых очень проста.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189