Недостатки оперы «Дареджан Коварная»

Но не ими определяется ее оценка. Лучшим доказательством жизнеспособности этой оперы для меня являются наблюдения осенью 1938 года, когда Тбилисский театр оперы и балета в полном составе приехал в Ленинград. Я присутствовал на всех спектаклях, причем опера Баланчивадзе ставилась в районных Домах культуры. И могу заверить, что хотя спектакли слушались неподготовленными зрителями, к тому же не знавшими грузинского языка, опера «Дареджан Коварная» проходила с огромным успехом благодаря острой идейной концепции, драматизму и яркому мелодическому письму. И если опера «Дареджан Коварная» получала такой отклик у массового слушателя в России, то как же можно не иметь ее в постоянном репертуаре грузинского театра? Лишним доказательством сложившегося невнимания к наследию Мелитона Баланчивадзе может служить тот курьезный факт, что по ходу работы мне недавно пришлось в Ленинграде воспользоваться колыбельной Циры, как это ни странно, не в грузинском, а … в латышском издании.

Несколько слов попутно скажу о неизжитой еще в исследованиях фактографической неточности. В обстоятельном перечне напечатанных в Грузии нотных изданий, составленном Т. Куция- Гваладзе, я встречаю поразительный факт выхода в свет фантазии на темы из оперы «Аршин мал алан» в 1911 году, то есть за два года до сочинения этой оперы. Или авторы двух работ о Гаджибекове утверждают по поводу одной и той же арии Аскера: Агаева – будто ария написана в ладу шуштэр, Меликов – будто она написана в ладу сегях. И куда идти дальше, если в одних изданиях датой рождения Захария Палиашвили указывается 1871, а в других-– 1872 год. Допускаю наличие расхождений в документации. Но надо же в отношении величайшего представителя национальной культуры твердо установить критически выверенную дату!

Смотреть сериал Спартак 1 сезон онлайн бесплатно можно вот тут без регистрации. Качество видео-ряда вас приятно удивит. Так же здесь собрано много другой интересной информации касающейся любимого сериала Спартак.

Третий из узловых вопросов – проблема национальной формы, то есть специфики национальной культуры. Конкретно говоря, нам необходимо ясно понимать, что же дает основание считать одну музыку – армянской, другую •– азербайджанской, третью – грузинской.

Не подлежит сомнению, что национальная форма является одним из устойчивых признаков культуры (и, в том числе, искусства) каждого народа. Но говоря об устойчивости национальной формы, мы не имеем вместе с тем права забывать об ее изменчивости. Национальной формы раз навсегда установившейся нет и быть не может. Между тем музыковеды изменения в национальной форме чрезвычайно склонны объяснять всевозможными «влияниями». Это неверно. Историзм обязателен и здесь.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189