Недостатки ораторий и кантат послевоенного периода

Многие оратории и кантаты послевоенных лет оказались не жизненными (несмотря даже на актуальность тематики); их быстро и заслуженно забыли. Именно в этом жанре особенно сильно сказались влияния культа личности, «теории бесконфликтности» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Наиболее распространенные недостатки ораториально-кантатного творчества – декларативность, обилие «общих мест», пристрастие авторов к «ходовым», «проверенным» средствам и приемам, которые кочуют из одного произведения в другое, рыхлость музыкальной драматургии – произведение распадается на отдельные картины, не образующие достаточно прочного художественного единства. В некоторых кантатах сегодняшняя жизнь рисуется как безмятежная идиллия; все трудности преодолены, все противоречия изжиты. Очень стандартны финальные части ряда кантат – однотипно парадные, громкие, но лишенные настоящего подъема и внутренней силы. Стихи, к которым обращались композиторы, зачастую бледны, не художественны.

Недостатки, о которых идет речь, проявились в кантатах «Русская земля» В. Дехтерева, «За мир» А. Маневича (слова А. Чепурова). Последнее произведение заключает в себе также существенные технические изъяны. Только нетребовательностью можно объяснить то, что обе кантаты были в свое время отмечены Государственными премиями.

Видное место в концертном репертуаре, в музыкальном радиовещании заняли вокально-инструментальные сюиты. С точки зрения жанра они находятся посредине между кантатой и циклом песен. Некоторые сюиты писались для ансамблей песни. Советским слушателям полюбились сюиты В. Макарова – «Солнечная дорога» на слова Я.Шведова и «Река-богатырь» на слова Я. Белинского для солистов, хора и оркестра народных инструментов. Московский композитор Макаров многое сделал в области песенно-хоровой музыки. Его «Солнечная дорога» рисует жизнь передового колхоза; сюита «Река-богатырь» опивает волжские просторы, героических строителей Куйбышевской и Волгоградской гидроэлектростанций. Макаров – волжанин, он особенно хорошо передает красоту волжской песни. При этом композитор не впадает в архаику; его музыка наполнена живым ощущением сегодняшнего дня.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189