Недостатки произведения М. Гнесина «Симфонический монумент»

Некоторые недостатки сказались в произведении М. Гнесина «Симфонический монумент». Оно задумано как музыкальный памятник революциям 1905 и 1917 годов и вместе с тем как повествование о художнике-интеллигенте, который постепенно приходит к участию в революционной борьбе. Подобно А. Крейну, М. Гнесин пользуется общеизвестными мелодиями революционных песен («Вы жертвою пали», «Варшавянка»), Стремясь подчеркнуть массовое начало, он вводит хор и самодеятельный домровый оркестр. Но строй музыкального мышления композитора, направленность его стиля порой противоречат идейному замыслу.

Несоответствие между замыслом и стилем, музыкальным языком проявилось и в симфониях Шостаковича: Второй  – «Посвящение Октябрю» и Третьей  – «Первомайской». Название этих произведений очень обязывающее, музыка же отмечена сильным влиянием зарубежного конструктивизма.

Модернистские тенденции сказались в симфоническом творчестве некоторых других композиторов разных поколений. Творчество ленинградского композитора В. Щербачева было не свободно от влияний дореволюционного символизма. Его вторая  – «блоковская» симфония для оркестра и хора воплотила наиболее мрачные, пессимистические мотивы дореволюционной поэзии Блока. Ранние симфонии Шебалина страдали значительной абстрактностью музыкальных образов, надуманностью музыкального изложения.

Особую группу составляли произведения импрессионистского экзотического характера («Китайская сюита» Василенко и другие). В симфоническом произведении Л. Книппера «Сказки Будды фантазия композитора была всецело направлена на поиски тембровых красок, необычных оркестровых эффектов.

С 30-х годов в симфонизме усиливаются прогрессивные, реалистические тенденции. Композиторы все чаще обращаются к конкретным темам нашей действительности, создают программные симфонические произведения, ищут стиль, соответствующий воплощаемым образам. Усиливается борьба против модернистских влияний, стремление к демократизации музыкального языка, песенности.

Существенно изменилось направление творческой деятельности: Н. Мясковского. Он создал свое первое крупное произведение, посвященное советской теме,  – Двенадцатую симфонию. Эта симфония, по замыслу автора, отображает в музыкальных образах картины социалистического переустройства деревни. Первая часть симфонии рисует старую деревню с ее горем и нуждой, вторая  – борьбу за колхозный строй и третья  – победу колхозного строя.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189