амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Николай Тигранов – собиратель и пропагандист народной музыки

Потеряв в раннем детстве зрение, он воспитывался в Венском институте слепых, где обучался игре на фортепиано. Вернувшись на родину, он посвятил себя собиранию и художественному претворению народной музыки Закавказья и Ближнего. Востока. В дальнейшем идейном и профессиональном росте Тигранова большую роль сыграли концертные поездки в разные города России, встречи с крупнейшими русскими музыкантами (среди них – особенно памятная с Н. А. Римским-Корсаковым) и годичные занятия теорией в Петербургской консерватории.

Начиная с 1887 года, Тигранов печатал свои записи и обработки песенных и инструментальных народных мелодий – армянских, грузинских, азербайджанских, курдских. Почти все его произведения были предназначены для фортепиано и только единичные написаны для голоса и для скрипки с фортепиано. Записывал Тигранов народные мелодии с исключительной бережностью и точностью. Из множества вариантов он выбирал наиболее типичный и подвергал обработке без всякого изменения или искажения его одноголосной структуры. По собственным словам, Тигранов старался «подражать наиболее характерному и лучшему исполнению и роду передачи»’. Он стремился предельно сохранить особенности народной музыки, а потому ограничивался простейшими гармоническими средствами, изредка пользовался короткими имитациями и уделял большое внимание ритмической стороне. Такой подход обнаруживал заботу Тигранова о широком слушателе, которого иначе можно было бы отвратить от новых, исторически прогрессивных, но еще непривычных форм.

Чтобы предельно близко воспроизвести на фортепиано характерные черты и исполнительские особенности народной мелодики, Тигранов очень тщательно выписывал нотами мелизмы, акценты, трели. Чередованием большой (при восходящем движении) и малой (при нисходящем движении) терций он добивался, в пределах фортепианных возможностей, передачи интонационной гибкости не темперированного строя. В трелях, мордентах и форшлагах он для той же цели последовательно применял, независимо от основной тональности, полутоновый (как самый узкий в европейской музыкальной системе) интервал. Быстрыми звуковыми повторами он удачно подражал тремоло народных щипковых инструментов, а четкими ритмическими фигурами – сопровождению на бубне.

В отличие от Кара-Мурзы, посвятившего свою жизнь хоровому делу, Тигранов работал в другой, но не менее важной области национальной музыки. Он явился зачинателем национального армянского инструментализма, впервые вскрывшим целые пласты искусства Закавказья и Ближнего Востока. На протяжении долгой трудовой жизни он многократно исполнял свои обработки в концертах и не раз излагал свои интересные, хотя и не лишенные ошибок, теоретические взгляды в печати и докладах. После установления Советской власти Тигранов, несмотря на преклонный возраст, с большой энергией продолжал творческую работу и за выдающиеся заслуги был удостоен высоких званий Героя Труда и народного артиста Армянской ССР.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама