Новые пути Соловьева-Седого

Соловьев-Седой искал новые пути; однако его поиски не всегда давали ценные результаты. Малоубедительной оказалась попытка обратиться к героической теме. «Песня о краснодонцах» (слова С. Острового) звучит монотонно и тоскливо; она ниже творческих возможностей автора. Но в ряде других песен композитор сумел выйти из круга традиционных для его музыки настроений. Песня «Пора в путь-дорогу» (слова С. Фогельсона) совсем не похожа на все то, что писал Соловьев-Седой раньше. Лирика здесь полностью отсутствует. Жанр песни – быстрый марш. Музыка необычайно динамична, она так и «подмывает» слушателей улететь вместе с летчиками в солнечные просторы.

Казалось бы, что такую песню скорее мог написать Дунаевский. Но она принадлежит Соловьеву-Седому, который и в этом необычном для него жанре сохранил свой творческий «почерк».

На энергичных ритмах марша (ранее почти не встречавшихся в песнях этого композитора) построена и «Комсомольская прощальная» (слова А. Галича). Впрочем, благодаря своему лирико-романтическому колориту она ближе к другим произведениям Седого. Вслед за Дунаевским, но опять-таки не подражая ему, Соловьев-Седой обращается к жанру попутных, дорожных песен. В его «Студенческой попутной» (слова Фогельсона) нас снова поражает динамика музыки, передающей кипение жизни, неуемный молодой задор.

Да и в новых лирических песнях композитор порой отходит от своей привычной манеры. Песня «Моя родная сторона» (слова Фогельсона) отличается от «фронтовой лирики» Соловьева-Седого уверенно мажорным, подчеркнуто светлым звучанием. Эта музыка выразила ощущение полноты жизни. Широко известная песня «В лодке» (слова Лебедева-Кумача)– редкий в творчестве ее автора пример использования некоторых элементов джазовых песен.

Ленинская премия достойно увенчала многолетнюю деятельность Соловьева-Седого – мастера песенного жанра. В числе его произведений, удостоенных премии, – «Подмосковные вечера». Эта песня стала подлинно народной. Она типична для композитора; есть в ней трогательность, обаятельная простота, сердечность. Подобно «Заветному камню» Мокроусова, «Песне о Днепре» Фрадкина она не имеет локального значения, несмотря на характер литературного текста. (Показательно, что в народе возникли текстовые варианты «Вечеров», например, «Как мне дороги ленинградские вечера».) Когда Вэн Клайберн сыграл эту песню, заканчивая свой прощальный концерт в Москве после Первого конкурса имени Чайковского, публика долгими аплодисментами приветствовала американского артиста. Впервые пианист такого масштаба украсил свое концертное выступление советской песней. «Подмосковные вечера» стали одним из музыкальных символов дружбы народов..Это еще один пример того, как непритязательно скромный песенный образ приобрел широкий, обобщающий смысл.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189