О музыкальном образе в песенном творчестве

Общеизвестно, что марксистско-ленинская эстетика под содержанием музыкального искусства понимает отражение в музыкальных образах жизни природы и общества. Несомненно также, что в музыке отражаются преимущественно душевные переживания человека, и в этом ее специфика.

Музыкальный образ отличается от понятия образа в его философском значении (как формы отражения в человеческом сознании объективной действительности) и в его психологическом толковании (как представление предмета, явления, ранее воспринятых, а в данный момент воспроизведенных по памяти).

Музыкальный образ выражается комплексом всех музыкальных средств. Но в данной главе речь идет о песенном творчестве детей, т. е. о музыкальных образах, выраженных мелодией. Поэтому надо рассмотреть ее своеобразие.

Советские музыковеды связывают понятие музыкального образа с понятием музыкальной темы (Ю. Тюлин, П. Козлов, А. Степанов и др.). И. Способин определяет тему как более или менее законченную мысль, развитую «до приобретения ею характерного облика» .

Музыкальная тема является как бы носителем образа. Во всех названных работах указываются тесные взаимосвязи между музыкальным образом и темой, однако первый является более широким и сложным понятием, требующим от композитора больших жизненных обобщений и мастерства.

Непосредственно с музыкальным образом связаны понятия выразительности и изобразительности в музыке.

По поводу этих понятий есть различные мнения. Наиболее четкие определения им даны в работах Ю. Кремлева и И. Рыжкина. Под выразительностью понимается воплощение в музыке духовного мира художника (И. Рыжкин), способность его выражать в нем мысли, чувства и настроения, рожденные явлениями жизни (Ю. Кремлев). Изобразительность же — факт запечатления художником явлений действительности, поэтому «теряет смысл разделение различных искусств на «изобразительные» и «выразительные», каждое искусство является и «изобразительным» и «выразительным» . Ю. Кремлев же подчеркивает, что изобразительность-это внешнее выражение в искусстве, внешняя сторона конкретного воплощения содержания. «Не может быть художественного образа без внешней конкретизации его содержания, выступающего в красках, формах, линиях, звуках»,- пишет Ю. Кремлев. Автор подчеркивает тесную связь выразительной и изобразительной функций в искусстве, так как нельзя выразить чувства, мысли, не изображая их, и наоборот, все, что изображается, обладает выразительностью. Допустим, в музыкальном произведении выражается грусть или радость — они всегда внешне оформлены в интонации, ритме, гармонии. Но последние обладают способностью изобразить переживаемое, вызвать ассоциации с интонациями, ритмом человеческой речи, всегда выразительной в своем звучании.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189