Образ «Кериба» в ариях Р. Глиэра

Образ Шахсенем показан в развитии; он значительно меняется на протяжении оперы. То же можно сказать и про образ Кериба. Его арии  – «Я  – Кериб», «Пойте песни», «Не день мне день»  – сугубо лиричны. Ария «Не день мне день» передает горечь разлуки и сладостное воспоминание о возлюбленной. Иные черты  – мужественность, решительность  – раскрывает ария-рассказ Кериба о фантастическом путешествии из Алеппо в Тавриз. В сопровождении этой арии большое значение имеют энергичные, четкие ритмы, отсутствовавшие в других ариях этого персонажа. Вокальная партия построена на волевых интонациях, придающих музыке героический оттенок.

Вместе с образом Кериба в оперу вошла тема искусства как великой могучей силы, тема художника, удел которого  – «глаголом жечь сердца людей». Она воплощена не только в ариях героя оперы, но также в хоровом финале второго действия, где народ славит ашуга, прощаясь с ним. Это своего рода гимн, торжественный и полнозвучный.

Тема искусства сближает оперу Глиэра с некоторыми операми Римского-Корсакова, где тематика такого рода занимает видное место.

Не все в «Шахсенем» удачно. Порой чувствуется некоторая однотонность лирических настроений, что приводит иногда к нивелировке различных образов. Это замечание относится, в частности, к образу Бахрам-бека. Его сердитое обращение к Керибу («Прочь, прочь пошел, нечестивец») очень характерно; вокальная партия хорошо передает отрывистую, словно лающую речь распаленного гневом богача. Но тот же Бахрам-бек в сцене с дочерью поет нежную лирическую арию, по своему эмоциональному тону и стилистике близкую к ариям положительных персонажей. Образ теряет отчетливость контуров; начинает казаться, будто Бахрам-бек и в самом деле любящий отец, способный на большие, теплые чувства.

Не везде одинаково глубоко передан в музыке азербайджанский национальный характер; отдельные эпизоды не свободны от условной «восточной» экзотики; есть длинноты; слишком часто применяются некоторые гармонические приемы.

Эти критические замечания не умаляют достоинств оперы Глиэра. Написанная рукой крупного мастера, тесно связанная с азербайджанской музыкальной культурой и реалистическими традициями русской музыки, она по заслугам оценена советской общественностью как одно из значительных достижений советское его оперного творчества.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189