Образы «герои нашего времени»

Мы ждем опер внутренне более многогранных, более богатых как по своему музыкальному содержанию, так и в отношении музыкально-выразительных приемов.

Это пожелание относится прежде всего к воплощению образов «героев нашего времени». Вспомним оперные образы коммунистов: Давыдова («Поднятая целина»), Листрата («В бурю»), Чрезвычайного комиссара («Великая дружба»), Валько и Проценко («Молодая гвардия»), Степана («Семья Тараса»), Пеклеванова («Никита Вершинин»). Некоторые из них удались больше, другие меньше. Однако независимо от этого они не принадлежат к числу лучших образов советского оперного творчества. Хотелось бы, чтобы замечательные люди нашей эпохи были показаны на оперной сцене более многосторонне, более вдохновенно; чтобы в музыке мы чувствовали душевную щедрость этих людей, их прекрасные человеческие качества, высокую красоту их духовного облика.

Весьма несовершенна и несовременна драматургия, формы и стиль многих наших опер. Так, например, иногда проявляется тяготение к явно устарелому стилю «большой оперы» (grand opéra), с ее внешней показной пышностью, помпезностью. Черты такого стиля проявились в узбекской опере «Диларам» (и в ее кричаще роскошной постановке).

Ряд опер страдает примитивностью формы, засилием штампов и рутины. Надо признать, что Чайковский и Римский-Корсаков проявляли значительно большую новаторскую смелость, чем некоторые наши оперные композиторы. Рутинность сказывается и в некоторых оперных постановках.

Мы уже говорили о том, что оперная форма должна стать более динамичной, жизненной. Современная тема требует преодоления традиционной оперной статики, привычных, но во многом уже устарелых приемов. Певучесть, мелодическая яркость стиля в современной опере не исключают, а, напротив, предполагают действенность, новизну музыкальных форм.

Во многом следовало бы обновить и принципы оперно-театральных постановок. Главным и определяющим в них должны быть не внешнее великолепие, не наивный бутафорский натурализм. Истинная правдивость, выразительность, художественность достигается иными, более современными средствами. Здесь нужна творческая инициатива, широкое и целесообразное использование всех средств, которыми располагает сейчас театр.

Ждет своего практического решения вопрос о киноопере, о телеопере (имеются в виду оперы, специально написанные для кино и телевидения с полным учетом специфики и всех возможностей синтетических форм искусства).


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189