Одиннадцатая симфония Д. Шестаковича

Народ высоко оценил Одиннадцатую симфонию Д. Шестаковича –  1905 год. За это произведение Шостакович был удостоен Ленинской премии. Оно стало новым этапом его творчества и одной из вершин современного музыкального искусства.

«1905 год» – первая симфония Шостаковича с «объявленной» программой. Если в Седьмой симфонии программа подразумевалась, то здесь она декларирована названием произведения и названиями его четырех частей (они исполняются без перерыва): «Дворцовая площадь», «9 января», «Вечная память», «Набат».

В первой части изображен Петербург – столица Российской империи. Пустота, холодный простор площади, каменные громады дворца и генерального штаба; далекий военный сигнал, дробь барабана. Главная тема (тема Дворцовой площади) построена на «пустых», как бы застывших гармониях струнных и арфы.

Далее возникают мелодии песен «Слушай», «Арестант». Их пели русские революционеры в тюремных застенках. Песни эти становятся органической частью музыкального «пейзажа». Да, Петербург – тюрьма, в ней томятся и мысли, и люди революции.

Музыке первой части свойственна тревожная настороженность; это затишье перед бурей. И мы ждем, затаив дыхание, грядущих событий.

Вторая часть – «9 января» – наиболее значительная по симфоническому размаху часть произведения. В ее основе – темы, взятые из одноименного хора Шостаковича. Первая тема в хоре сочетается со словами:

Гой ты, царь наш батюшка!

Оглянись вокруг:

Нет житья, нет моченьки Нам от царских слуг.

Другая тема – «Обнажите головы». Быстрое, взволнованное движение у струнных и деревянных духовых передает дыхание огромной толпы. Она все ближе: голоса людей, выкрики, мольбы, стоны и плач сливаются в один общий, нарастающий гул и гомон. Темы звучат то жалобно, тоскливо, то наполняются чувством гнева, протеста. Мелодические обороты, выросшие из крестьянских плачей, причитаний, сообщают музыке особенную, песенно-речевую выразительность.

Вдруг все стихло. Мы вновь слышим тему первой части – тему Дворцовой площади. Шествие остановилось, достигнув цели, – впереди Зимний дворец. Следующий далее эпизод расстрела рабочих, их жен, детей – трагическая кульминация второй части и всей симфонии. Это ее сильнейшие страницы. Завораживающая убедительность музыкальных «слов» настолько велика, что становишься как бы участником изображаемых событий. Словно сам стоишь на площади, а кругом хлещет свинцовый град, падают десятки, сотни окровавленных людей. Вспоминаются слова из хора Шостаковича «9 января»: «Затряслась от грохота вся земля вокруг». Композитор постепенно нагнетает динамику жестких, неумолимо грозных ритмов, наращивает звучность оркестра, доводя ее до предельной силы. Солирует группа ударных. И на фоне грохота, звона, треска литавр, барабанов, тарелок, там-тама оркестр провозглашает патетическую тему – «Обнажите головы!»


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189