Опера Б. Лятошинского «Золотой обруч»

Основа оперы «Золотой обруч» – повесть И. Франко «Захар Беркут». Действие происходит в Карпатской Руси (XIII век). Тема борьбы против феодальных порядков оплетается в опере с темой защиты родной земли от монгольских завоевателей.

Обдумывая замысел своего произведения, композитор изучал исторические материалы, фольклор Западной Украины. Он отобрал ряд народных мелодий и использовал их в опере. Лятошинскому помогал известный музыковед-фольклорист К. Квитка.

«Патриотическая идея, положенная в основу оперы, с большой художественной силой раскрыта композитором, создавшим народно-музыкальную трагедию, насыщенную сильными и яркими чувствами, писал критик И. Бэлза.  – Эпос глубокой старины, в котором воплотились древние славянские верования и легенды, драматическая напряженность социальных и личных конфликтов, пафос борьбы с врагом, суровое величие природы  – все это создает ряд контрастов».

Опера насыщена симфонизмом. Ее музыкальная ткань построена на развитии лейтмотивов и лейтгармоний. Лейтмотивами характеризуются не только действующие лица, но также и предметы, имеющие символическое значение (например, золотой обруч, изображенный на боевом знамени жителей Карпат).

Произведение написано с присущим Лятошинскому мастерством. Однако критика отмечала, что в этой опере композитор еще не вполне освободился от пристрастия к излишним музыкальным, сложностям.

«Золотой обруч» шел на сценах оперных театров Киева. Харькова, Одессы и других городов. Из музыки этой оперы автор сделал оркестровую сюиту, в которую вошли увертюра «Галицкий танец» и восточные танцы  – персидский, китайский, индийский.

Несколько позже появляется опера К. Данькевича «Трагедийная ночь» (1931  – 1934) по одноименной поэме А. Безыменского. К. Данькевич обратился к современной тематике (строительство  Днепрогэса).

В этот же период писал свои новые оперы В. Палиашвили  – классик грузинского оперного искусства. В. Палиашвили, Д. Аракишвили и М. Баланчивадзе еще в дореволюционные годы заложили прочные основы грузинского оперного творчества. К советскому времени относятся оперы «Даиси» и «Латавра» В. Палиашвили. Оперу «Алмаст» пишет крупнейший композитор Армении А. Спендиаров.

Композиторы Советской России помогали делу развития национальной музыки и особенно национальной оперы. Они выезжали в республики, знакомились с национальным народным: творчеством; на этой основе возникали оперы, имевшие большое значение в истории музыкального искусства республик. Особо следует отметить плодотворную деятельность Р. Глиэра. В 20-х – начале 30-х годов он создал оперу «Шахсенем», ставшую замечательным вкладом в музыкальное искусство Советского Азербайджана.

Прежде чем говорить об этой опере, надо рассказать о творческом пути ее автора. Рассмотрев оперу «Шахсенем», мы остановимся на оперном творчестве 3. Палиашвили и А. Спендиарова.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189