Опера и балет

В годы войны дальнейшее развитие советского оперного творчества затормозилось. Нашим композиторам не удалось тогда создать ни одной полноценной оперы, раскрывающей тематику того времени.

Это обстоятельство во многом было вызвано тем, что композиторы не накопили еще большого опыта в деле оперного воплощения современной тематики. Кроме того, сказывалось ослабление интереса к оперному жанру при повышенном интересе к жанрам инструментальной (прежде всего симфонической) музыки.

В начале войны появилось несколько «короткометражных» (обычно одноактных) советских опер об Отечественной войне. Они не привлекли к себе широкого общественного внимания. Первую большую оперу на эту тему написал Д. Кабалевский. Называлась она «В огне» (либретто Ц. Солодаря). Поставленная в филиале Большого театра, опера не имела успеха и скоро сошла со сцены. При наличии отдельных живых, музыкально значительных эпизодов опера Д. Кабалевского страдала отсутствием цельности, рыхлостью драматургии, в чем весьма был повинен либреттист. Музыке порой недоставало захватывающей, непосредственной выразительности и теплоты. Чувствовалось, что композитор далеко еще не освоился в новой, непривычной для него сфере – ведь это была первая его опера о современности.

В 1943–1946 годах М. Коваль написал оперу «Севастопольцы» (о героической обороне Севастополя в Великую Отечественную войну). И здесь можно говорить лишь об отдельных, частичных удачах, не определяющих качества целого. Не получили признания во многом слабые оперы И. Дзержинского «Кровь народа» и «Надежда Светлова».

Е. Тикоцкий написал оперу о белорусских партизанах «Алеся» (либретто П. Бровки), премьера которой состоялась в 1944 году в только что освобожденном Минске. Ее музыка тесно связана с белорусской народной песенностью, интонациями белорусской разговорной речи. Но и это произведение страдало серьезными недостатками. Впоследствии Е. Тикоцкий на основе «Алеси» написал новую оперу «Девушка из Полесья».

Представляла интерес опера «Вэтэн» – «Родина» молодых азербайджанских композиторов К. Караева и Дж. Гаджиева (либретто И. Идаят-заде и М. Рагима). Авторы этой оперы были тогда еще студентами Московской консерватории. Они поставили перед собой задачу – рассказать, как боролись с врагом верные сыны азербайджанского народа.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189