Опера С. Прокофьева «Семен Котко»

Почти одновременно с оперой «В бурю» появилась опера С. Прокофьева «Семен Котко» (по мотивам повести В. Катаева «Я – сын трудового народа»), сюжет которой связан с борьбой украинского народа против немецких оккупантов в 1919 году. Эти оперы вызвали горячие споры среди композиторов и критиков. Сторонники оперы Прокофьева стремились дискредитировать оперу Хренникова, и наоборот. Нам ясны теперь полемические крайности и ошибки, допущенные в пылу этих дискуссий. Нельзя зачеркивать то ценное, что есть в произведении Хренникова; вместе с тем глубоко ошибочным было мнение, что талантливейшая, во многом очень сильная опера «Семен Котко» формалистична. Правильнее здесь говорить о двух различных стилевых течениях в советском оперном искусстве.

Была продолжена линия советской историко-героической оперы.

А.           Касьянов (г. Горький) написал оперу «Степан Разин». Ее вторая, более совершенная редакция относится к 50-м годам. Поэтому мы не будем пока останавливаться на этом произведении.

В нескольких театрах была поставлена опера О. Чишко «Броненосец Потемкин». Ее автор  – украинский композитор  – живет в течение ряда лет в Ленинграде. Он известен также как оперный певец (впоследствии О. Чишко исполнял роль Пьера Безухова в опере Прокофьева «Война и мир»). Некоторые критики откликнулись на эту оперу так же восторженно, как и на оперу «Поднятая целина». Однако и на сей раз критика сильно преувеличила достоинства нового произведения. «Броненосец Потемкин» привлекал, главным образом, своим волнующим героическим сюжетом. Нельзя также отрицать, что музыка Чишко доступна, песенная. Но в то же время она эклектична, бледна и не поднимается до уровня темы.

В 1938 году      историко-революционной тематике посвящены оперы ленинградского композитора В. Желобинского. Его первая опера «Камаринский мужик» рисует события крестьянской войны, возглавляемой Иваном Болотниковым. Музыка этой оперы, во многом незрелая и слабая по технике, не лишена все же черт демократичности. Изображая народную массу, композитор стремился следовать традициям Мусоргского. В народных сценах хорошо передан дух русской песни. К сожалению, Желобинский не сумел впоследствии развить положительные качества, которые наметились в «Камаринском мужике». Особенно большая неудача композитора – его опера «Мать» (по Горькому), законченная в году. Неинтересная, зачастую банальная музыка Желобинского ни в какой мере не передает величие революционных идей знаменитой повести. Бессмертные образы, созданные Горьким, в опере измельчали и потускнели. Композитор пошел по линии натуралистического воспроизведения быта рабочей окраины и внешнего музыкального иллюстрирования сюжета. Тоскливо-водянистая музыка оперы далека от подлинного реализма и героической революционной романтики.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189