Опера «Семья Тараса»

В 1942 году на страницах «Правды» была опубликована повесть Б. Горбатова «Непокоренные», ставшая литературной основой оперы «Семья Тараса». Просто и взволнованно рассказал Б. Горбатов о том, как боролись рабочие люди Донбасса с гитлеровцами. В опере Кабалевского действие перенесено в среднюю полосу России, что обусловлено естественным желанием композитора написать русскую оперу.

Либретто С. Ценина по своим драматургическим качествам значительно выше либретто ряда советских опер. Ценин – оперный артист; он хорошо знает музыкальный театр, требования сцены.

«Семья Тараса» принадлежит к жанру оперы-драмы, насыщенной конфликтами, борьбой антагонистических сил. События большого социального значения показываются в ней, главным образом, через внутренний мир действующих лиц. Элементы психологические преобладают; эпическое начало играет меньшую и подчиненную роль.

В «Семье Тараса» Кабалевский соприкоснулся с принципами оперной драматургии Чайковского, особенно «Пиковой дамы». В этой связи надо подчеркнуть тяготение Кабалевского к симфонизации оперных форм. «Я считал, что в опере… надо стремиться к непрерывности музыкально-драматургического развития, равно как и к подлинной симфоничности, – говорил композитор. – В этом отношении идеалом для меня является «Пиковая дама».

На музыке «Семьи Тараса» сказалось также влияние Мусоргского. От него Кабалевский берет не столько драматургические приемы, сколько интонационные особенности ариозно-речитативного стиля (в этом смысле особенно показательны вокальные монологи Тараса, Степана, Андрея).

Ведущая роль в музыкальной драматургии оперы принадлежит лейтмотивам; они раскрывают ее идейную концепцию. Ряд лейтмотивов сконцентрирован в увертюре, которая лаконично и сильно передает идею героической борьбы советских людей против фашистских захватчиков. Как боевой сигнал, как призыв – «К оружию!» звучит первая тема. Это лейтмотив сопротивления, подвига. В его настойчивых восходящих интонациях, ритмах композитор передал силу стальной воли советских патриотов.

Как бы в ответ на этот мощный призыв возникает ликующе-светлая певучая мелодия – тема родины и победы. Она словно влечет нас все вперед и вперед, как путеводный маяк, горящий во тьме непроглядной ночи.

Комсомольцы-подпольщики характеризуются лирической молодежной песней, приобретающей лейтмотивное значение. Она должна быть отнесена к лучшим образцам советской песенной музыки. В ней, этой песне, и воспоминания о детских школьных годах, и грусть расставания, и вера в прекрасное будущее. Пускай сейчас небо закрыто свинцовыми тучами. Мы увидим солнце!

Лейтмотивам, характеризующим Советскую страну, советских людей, противопоставлена тема фашистских захватчиков. Она сугубо инструментальна, антипесенна, лишена живых интонаций. «…Человечье – отринуто в ней» (слова Горького).


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189