Опера «Тихий Дон»

Драматургия «Тихого Дона» глубоко реалистична и в известной мере развивает традиции оперной драматургии) Мусоргского. «Тихий Дон» можно назвать народной музыкальной драмой. Народ  – главное действующее лицо этой оперы.

Вначале народные сцены – лишь фон, на котором развивается линия Григорий  – Аксинья  – Наталья. Сцены эти носят жанрово-бытовой характер: свадьба (.«неофициальная часть»), очередь на помол близ мельницы. Иное значение имеет заключительная сцена третьей картины (чтение манифеста), где впервые оплетаются друг с другом две основные драматургические линии. Тут, собственно, и начинается народная драма. Листницкий говорит, обращаясь к казакам: «Пришла пора встать за царя, за веру… ура!» И как ответ в оркестре звучит трагическая, похожая на вопль, тема  – в ней те страдания, которые несет война простому народу. Это один из важнейших лейтмотивов оперы. Его можно назвать лейтмотивом народного горя. Он появляется не только в массовых, но и в интимных сценах, рисуя страдания Григория, Аксиньи. Мелодия эта выросла из интонаций народных плачей, причитаний.

В дальнейшем развитии сцены соединены разнородные смысловые «планы». Тихие стенания женщин («Ой, беда, напасть какая»), порывистые, полные отчаяния фразы Аксиньи  – это один плА. Другой план  – официальный витиеватый текст царского манифеста, который читает полковник Листницкий. Волна народного горя разбивается о каменную стену  – твердыню самодержавной власти, посылающей на смерть сотни тысяч людей.

Вся пятая картина (фронт) представляет собой большую, полную движения народную сцену. Ее «сквозное действие»  – переход от пассивного страдания к протесту. Здесь одна из лучших страниц оперы  – лирическая, проникнутая глубоким чувством мелодия «Ой, и горд наш тихий Дон». Люди, оглушенные войной, в минуту тишины с особенной ясностью осознают, каким тяжелым бременем легла на народные плечи жестоко несправедливая военная страда. Картину завершает революционное солдатское восстание. В этот момент, когда драматическое действие вступает в свою новую фазу, существенно меняется интонационный строй оперы. Господствовавшие ранее обороты старых крестьянских мелодий уступают место четким ритмам и призывным интонациям революционного песенного фольклора. Таковы по своему складу песня Мишука («Не австриец наш враг и не немец»), а также собранная и волевая «тема революции», возникающие в конце картины, после частушки дезертиров.

Симфонический антракт перед последней картиной передает нарастание революционной волны. Ритм скачки (казаки спешат к родному Дону) сочетается с мелодией песни Мишука и темой революции.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189