Опера З. Палиашвили «ДАИСИ»

«Даиси» («Сумерки») – наиболее выдающееся из произведений З. Палиашвили, созданных им в советское время. Либретто написано грузинским драматургом и актером В. Гуния. Молодая красавица Маро должна выйти замуж за нелюбимого полководца Киазо. Ее страстно любит юноша Малхаз. Соперничество Малхаза и Киазо переходит в ненависть, вражду. Внезапно народ узнает, что на Грузию напал жестокий враг. Воины идут защищать родную землю. Киазо также должен спешить на поле брани. Но личные чувства  – ревность, оскорбленное самолюбие  – временно пересилили в нем чувство долга. Он бросает Малхазу вызов и во время поединка убивает соперника. Маро, горячо любившая Малхаза, в отчаянии. Она никогда уже не будет знать счастья, наступили сумерки ее жизни. Потрясенный случившимся, Киазо идет в бой, чтобы кровью смыть свою вину.

В опере «Даиси» лирическая тема любви и соперничества сплетена с темой защиты родины. Соединяя эти две драматические линии, композитор выразил глубокую мысль: в час, когда над родиной нависла грозная опасность, каждый истинный гражданин должен заглушить в себе все узко личное и без промедления выполнить воинский долг.

«Даиси», как и «Абееалом», вводит нас в мир высоких морально-этических идей, сильных и простых переживаний. Лирические сцены, где действуют Маро, Малхаз и Киазо, чередуются со сценами хоровыми, массовыми. Здесь, как и в хоровых сценах «Абесалома», показан народ. Композитор уделяет большое внимание различным сторонам народного быта.

Ораториальность, присущая всему оперному творчеству Палиашвили, сказалась и в «Даиси». Первая половина этой оперы (первый акт и начало второго акта) лишены острого драматизма, музыкально-драматического развития. Преобладают отдельные закругленные номера  – обособленные арии, ансамбли, хоры. Но, начиная с середины второго акта, действие приобретает большую напряженность, которая значительно усиливается в последнем, третьем акте.

Сольные сцены оперы и ансамбли нередко близки к городскому грузинскому фольклору. Хоровые эпизоды обычно строятся на материале крестьянской песни.

Оркестровое вступление, несмотря на сравнительно небольшие размеры,  – выдающийся образец грузинского симфонизма. Элементы музыкального пейзажа сочетаются здесь с лирико-трагедийными образами. Скромный пасторальный наигрыш импровизационного склада вырастает в патетическую взволнованную мелодию; композитор возвращается к ней в заключительной, трагической сцене оперы. Средний эпизод вступления – чудесная тема предсмертной арии Малхаза. Это типично оперная кантилена, несколько напоминающая итальянские оперные арии. Таким образом, еще до того, как поднялся занавес, композитор выделяет своей музыкой персонаж, который в наибольшей мере привлечет симпатии зрителей.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189