амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Оперетты Д. Шестаковича

Музыка оперетты совсем не похожа на музыку симфоний, квартетов Д. Шостаковича; она отчасти близка к стилю некоторых его вокальных произведений (особенно песен), киномузыки. В оперетте преобладает светлая, мажорная песенность. Центральный «лейтмотив», пронизывающий все произведение, – песня о Черемушках (она представляет собой обработку старой русской песни «Бывали дни веселые»). Много юмора, яркой характерности, типично опереточной динамики. Композитор, как и либреттисты, нередко прибегает к пародии. В плане злой карикатуры очерчены отрицательные персонажи. Основная же линия музыкальной драматургии направлена к утверждению позитивного начала – света и радости:

Черемушки! В Черемушках Черемуха цветет,

И все мечты сбываются у тех, кто тут живет.

Инструментальные произведения Шостаковича более сложны в отношении интонационном, ладовом, полифоническом. Его квартеты порой не свободны от излишней усложненности музыкального языка. Шостакович создал ряд квартетов-«симфоний», передающих многообразие жизни с ее конфликтами, столкновениями борющихся сил. Таковы Третий, Четвертый, Пятый квартеты. Иные черты свойственны Шестому квартету. Его можно сопоставить с Первым. Композитор отходит здесь от больших, волнующих проблем. Снова он обращается к природе, к миру лирических, светлых чувств. Квартет невелик, его музыка относительно проста и прозрачна.

В своих квартетах, как и в симфониях, Шостакович неустанно использовал безграничные возможности этой формы, искал все новых и новых путей ее творческого применения. Его Седьмой квартет очень лаконичен – произведение длится всего 12 минут! А какое разнообразное, контрастное содержание в него вложено! Особое место занимает Восьмой квартет – один из наиболее характерных опусов Шостаковича. Композитор посвятил его памяти жертв войны и фашизма. Здесь вновь раскрывается антифашистская, антимилитаристская тематика, значение которой в творчестве автора «Ленинградской симфонии» так велико. Говоря об этом квартете, надо еще раз подчеркнуть сочетание гражданского пафоса и личных, порой даже интимных эмоций. Произведение называли автобиографическим (как и Пятую симфонию). Его автобиографичность ощущается, например, в использовании ряда тем из предыдущих сочинений Шостаковича. Тут проходят темы из Первой, Десятой симфоний, виолончельного концерта, трио и других сочинений. В медленной части возникает мелодия революционной песни «Замучен тяжелой неволей», что вызывает ассоциации с Одиннадцатой симфонией.

Конечно, в рамках камерного жанра композитор не мог достигнуть той монументальности, того размаха, которые отличают его симфонизм. Этого и нельзя было требовать: жанровая специфика – одна из объективных закономерностей музыкального, искусства. Пользуясь относительно скромными средствами четырех инструментов, Шостакович развернул музыкальное повествование, полное вдохновения, страсти, еще раз выступил против реакции, угрожающей человечеству войной, гибелью.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама