Оперетты И. Дунаевского

«Золотая долина» (либретто М. Янковского) была написана И. Дунаевским после ряда его лучших песен. Работа над песнями и киномузыкой дала композитору ценный опыт, которым он воспользовался в опереточном жанре. Его новая оперетта повествует о том, как советские люди преобразили пустынную долину Грузии, долину, ставшую «новой Колхидой». Образы нашей молодежи, чудесные картины Юга запечатлены Дунаевским в темпераментной, жизнерадостной музыке. Она соединяет светлый лиризм, песенность и динамику «каскадных» номеров.

На протяжении ряда лет Дунаевский настойчиво искал стиль, соответствующий основным задачам советской музыкальной комедии, стремился преодолеть «неовенские» влияния. «Я не против Кальмана или Легара,  – говорил композитор автору этих строк.  – Полагаю, что у них можно многому научиться. Но учиться не значит подражать. Я хотел решительно преодолеть те «венские» традиции и штампы, которые мешали в работе над советской опереттой. Приведу один пример. Оперетта немыслима без того, что определяется словом «каскад». В современных западных опереттах «каскадные» номера пронизаны ритмами модных западных танцев. Я же строил «каскад» на элементах народной музыки, ритмов частушки». Показателен в этом смысле популярный дуэт Павлика и Ольги из «Золотой долины».

Подобно Б. Александрову, И. Дунаевский ввел в оперетту жанр советской массовой песни. Таковы «Трудовая» и «Походная». Характер сюжета дал возможность композитору воспользоваться грузинским музыкальным фольклором. На его основе возникла обаятельная хороводная песня – одна из лучших страниц произведения.

В отличие от некоторых других композиторов, Дунаевский в «Золотой долине» широко развивал музыкальный материал (большие ансамбли, развернутые финалы, оркестровые картины), придавая решающее значение музыкальной драматургии.

Несмотря на известную непоследовательность композитора в осуществлении его реформаторских замыслов, несмотря на схематичность и рыхлость либретто, «Золотая долина» приобрела широкую известность. Многие номера из этой оперетты и сейчас звучат свежо, заражая слушателей неподдельным весельем.

«На берегу Амура» Б. Александрова и М. Блантера (либретто В.          Квасницкого и В. Типота)  – оперетта о Дальнем Востоке, о бдительности, об охране советских границ. Ее музыка лишена стилистической цельности: слишком ясно ощутимы различные «почерки» ее авторов. Некоторые фрагменты, принадлежащие Блантеру, вскоре стали достоянием концертной эстрады (таков, например, эффектный комедийный дуэт парикмахерши Симы и моряка Мальцева).


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189