Оперная динамика начала ХХ века

По-видимому, современный оперный спектакль должен быть более динамичным, так как вся наша жизнь стала динамичней и напряжённой, что воздействует на сознание, на психику людей. Наш жизненный темп убыстрился по сравнению с XIX веком и даже с началом XX столетия. Речь идет, конечно, не только об иных способах передвижения, но и о всем жизненном укладе, о небывалых и невиданных темпах исторического прогресса. Все это порождает новые эстетические нормы художественного мышления. Они не могут не проявиться и в оперном искусстве.

Под оперной динамикой мы имеем в виду не внешние формы ее проявления, не чрезмерное обилие событий в развертывании сюжета и не (Преобладание быстрых темпов в музыке. Мы говорим о большой свободе, гибкости и смелости оперной формы, о ее лаконизме, о поисках нового во всех компонентах оперного спектакля. Особенно это относится к операм, написанным на современные сюжеты. В ряде случаев современный сюжет требует решительного преодоления традиционной системы закругленных номеров с формально четким разграничением арий, ансамблей, речитативов и т. д. Это не значит, что опера должна стать сплошь речитативной. Вполне возможно (и нужно!) сочетать непрерывность, динамичность музыкально-сценического действия с мелодической выразительностью вокальных партий.

Из советских композиторов наиболее настойчиво и активно искал новые оперные пути С. Прокофьев. Его поиски дали богатые результаты. Значение их для советского оперного искусства очень велико. Вместе с тем авторы ряда опер пассивно воспроизводили старые, во многом устарелые формы и приемы, не учитывая даже оперных достижений конца XIX  – начала XX столетия. Тут был расчет на то, что старое, привычное быстрей полюбится публике. Однако крайняя приверженность к старине вела к серости, примитивизму и, что самое плохое, к внутренней фальши, когда революционное содержание пытались вместить в рутинно-банальные схемы.

Мы рассмотрим и бесспорные достижения советского оперного творчества, и его столь же очевидные неудачи.

Потребность в советской опере возникла вскоре после революции. Вопреки существовавшим тогда нигилистическим теориям, отрицавшим оперный жанр как «устарелое», «отмирающее» искусство, новая советская аудитория проявляла все больший интерес, все большую любовь к оперному творчеству. Широкие массы слушателей по достоинству оценили оперы композиторов-классиков. В то же время советские слушатели все настойчивей требовали создания нового советского оперного искусства.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама