амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Декабрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Оперное искусство Узбекистана

В 1939 г. музыкальная организация Узбекистана руководила сложной работой в области национального оперного искусства. Центральный Комитет Коммунистической партии республики пригласил крупного мастера С. Василенко, которому было поручено написать первую узбекскую оперу  – «Буран». Это произведение Василенко создавал совместно со своим учеником, молодым узбекским композитором и дирижером М. Ашрафи. Опера была закончена в году. Ее тема  – борьба узбекского народа против российского самодержавия и местных властей. Буран  – имя вожака партизанского отряда. Позже те же авторы написали оперу «Великий канал». Впервые на узбекской оперной сцене возникли картины и образы современной действительности (строительство Большого Ферганского канала).

Незадолго до Великой Отечественной войны появилась также опера Р. Глиэра и Т. Садыкова «Лейли и Меджнун» (сюжет взят из одноименной поэмы Низами). Однако по своей форме это произведение недалеко ушло от музыкальной драмы.

В первых узбекских операх было много недостатков. Но главное заключалось в том, что эти оперы появились на свет и с большим или меньшим успехом шли на сцене Ташкентского музыкального театра, который после премьеры оперы «Буран» стал называться Узбекским государственным театром оперы и балета.

Начало было сделано! История музыки Узбекистана вступила в новый исторический период.

Утверждение развитых оперных форм, многоголосного стиля, переход от национальных ансамблей к симфоническому оркестру – все это знаменовало собой настоящую музыкальную революцию. Многое было тогда еще неясным, вызывало жаркие дискуссии. Спорили, например, о том, должен ли узбекский певец овладевать европейской школой пения или же он «не имеет права» отказаться от горловой манеры народных певцов. Приемлемо ли в Средней Азии искусство классического балета? Можно ли разрешить узбекской балерине делать большой батман, становиться на пуанты? В этих спорах, разумеется, правы были те, кто выступал против национальной ограниченности, за творческую широту, за овладение сокровищами мировой художественной культуры.

Музыкальный, а позже оперный театр Узбекистана обращался к творчеству композиторов братских республик. В этом сказались прогрессивные тенденции; мы теперь знаем на опыте, как плодотворен взаимный обмен художественными ценностями. В 1929 году была поставлена азербайджанская музыкальная комедия У. Гаджибекова «Аршин мал алан». Внимание театра привлекали оперы Е. Брусиловского (Казахстан), М. Магомаева (Азербайджан). Работа над этими произведениями способствовала созданию узбекского оперного искусства.

Мы остановились на Узбекистане отчасти для того, чтобы показать роль русских композиторов в борьбе за расцвет национального оперного творчества. Русские композиторы по-товарищески помогали композиторам и музыкантам Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Азербайджана. В Узбекской республике плодотворно трудились Р. Глиэр, С. Василенко, В. Успенский, Г. Мушель, а позже А. Козловский (о нем речь будет впереди). Посмотрим теперь, как обстояло дело в других республиках.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама