Оперы известных казахских композиторов

Положительной оценки заслуживает опера «Гюльсара», написанная Р. Глиэром совместно с узбекским композитором Т. Садыковым (не нужно путать ее с одноименной музыкальной драмой Р. Глиэра, относящейся к довоенному периоду).

Серьезные недостатки сказались в узбекской опере «Тахир и Зухра» Т. Джалилова и Б. Горовцына. Как и «Гюльсара», она возникла на основе одноименной музыкально? драмы. Легендарный сюжет был трактован во многом неверно; авторы спектакля идеализировали образ хорезмского шаха и феодальный придворный быт. Красивые народные мелодии не могли искупить крайнюю примитивность музыкальной драматургии, гармонии, оркестровки. Принцип дивертисмента, «цепи песенных звеньев» не соответствовал требованиям, предъявляемым к оперному жанру.

Получила известность опера казахского композитора М. Тулебаева (1913– 1960) «Биржан и Сара». Родители Мукана Тулебаева были крестьяне. Он учился в Московской консерватории у Р. Глиэра и Б. Шехтера. Когда началась война, М. Тулебаев прервал занятия и, вернувшись в Казахстан, написал несколько крупных произведений. Позже он вновь поступил в Московскую консерваторию, которую окончил но классу Н. Мясковского (1951). Среди его произведений, помимо названной оперы, выделяется кантата «Заря коммунизма».

Опера «Биржан и Сара» была поставлена в Алма-Ате на сцене Казахского театра оперы и балета имени Абая. По своему сюжету она отдаленно перекликается с оперой Р. Глиэра «Шах сен ем». М. Тулебаев воспел пламенную любовь народного певца Биржана и народной поэтессы Сары. Но в отличие от легендарного ашуга Кериба, Биржан Кожагулов – реальное лицо. Царская власть и местные феодалы преследовали его за вольнолюбивые песни. Насильственно разлученный с возлюбленной, он брошен в тюрьму – такова драматическая развязка оперного сюжета. Композитор использовал мелодии подлинных песен Биржана. Казахский музыковед Б. Ерзакович писал, что музыка оперы насыщена «ароматом казахского лирико-эпического мелоса. В гармонии, оркестровке также претворены традиции народного музыкального творчества. Яркое впечатление оставляют драматически напряженные кульминации, обрядовые сцены. Выразительно охарактеризованы в музыке герои оперы».

Подлинные факты лежат также в основе оперы Е. Брусиловского «Дударай»: русская девушка Мария полюбила казаха Думана и сложила про него песню «Дударай» (по-казахски «дудар» значит кудрявый). Опера проникнута идеей дружбы русского и казахского народа, дружбы, которая закалилась в борьбе трудящихся против царизма, баев, кулаков.

Успешно продолжали работать над созданием национальных опер В. Власов, В. Фере и А. Малдыбаев в Киргизии, С. Баласанян и А. Ленский в Таджикистане, А. Шапошников, Д. Овезов, В. Мухатов в Туркмении. Но и в этих республиках явно не хватало композиторских сил для того, чтобы обеспечить подъем национального оперного творчества.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189