Оперы с историко-героическим содержанием

Больших результатов удалось достигнуть советским композиторам в операх с историко-героическим содержанием. Война возбудила интерес к славному прошлому России, к тем периодам ее истории, когда русский народ в жестоких битвах отстаивал независимость и честь своей родины. Так, большую актуальность приобрела тема– 1812 год. Понятен тот энтузиазм, с которым С. Прокофьев работал над оперой «Война и мир» (по Л. Толстому). То была ее первая редакция, далеко еще не во всем убедительная. Но и в ней уже ясно намечались контуры монументального произведения, сочетающего эпос и психологическую драму. На сценах наших театров с успехом шли новые оперы «Емельян Пугачев» М. Коваля (либретто В. Каменского, 1942) и «Суворов» С. Василенко (либретто С. Кржижановского, 1941). К исторической тематике обращались в своем оперном творчестве композиторы Украины Ф. Козицкий и Г. Таранов. Украинский композитор Ю. Мейтус совместно с А. Кулиевым и Д. Овезовым (Туркмения) написал туркменские оперы «Абадан» и «Лейли и Меджнун».

Нельзя обойти молчанием оперу свердловчанина В. Трамбицкого «Гроза». В. Трамбицкий (род. в 1895 году) – один из лучших знатоков русской народной песни. Он совершал поездки в отдаленные районы Урала, где записывал народные мелодии. Ему принадлежат научные работы о народной песенности. Глубокая связь с фольклором определила склад мелоса в зрелых произведениях композитора. Вместе с тем его творчество отмечено богатством гармонического языка, мастерством оркестровки. Трамбицкий написал несколько опер. Особенно выделилась «Гроза» по  А. Островскому (либретто И. Келлера). Это опера лирико-психологического жанра. Изображение быта не играет здесь такой роли, как в драме Островского. Композитору особенно удался центральный образ Катерины. Критика отмечала высокие достоинства трех последних картин – поэтической сцены в овраге, сцены грозы, трагического признания Катерины и заключительной картины (гибель героини оперы). Меньше удались В. Трамбицкому образы Варвары и Бориса. В опере звучат песенные, глубоко народные по своему духу мелодии (таковы, например, песни Кудряша); большое место занимают выразительные, разнохарактерные речитативы. Широко и умело использованы возможности хора и оркестра.

Нашествие фашистских захватчиков прервало строительство музыкальной культуры в Эстонии, Латвии и Литве, которые с 1940 года стали советскими республиками. Развитие музыкального искусства этих республик возобновилось в условиях эвакуации. Эстонские музыкальные деятели и музыкальные коллективы находились в Ярославле. Здесь зародилась первая эстонская советская опера «Огни мщения» Э. Каппа.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189