Организация фронтовой самодеятельности

Деятельность фронтовых военных оркестров способствовала воспитанию патриотических чувств, укреплению железной воинской дисциплины. Помимо выполнения своих главных служебных функций, оркестры выступали с концертами в прифронтовой зоне, в только что освобожденных городах – советских и зарубежных, исполняли легкую, танцевальную музыку. Условия боя обычно не допускали деятельности оркестра на передовой. Однако известны факты, когда оркестр играл близ передовых позиций. Так было во время боев за освобождение Тернополя (Западная Украина). Двенадцать музыкантов пробрались к переднему краю, в боевые порядки наших полков. Там стояли дивизионные пушки, они вели огонь по зданиям, занятым немцами. Оркестр играл военные марши, «Песню о Родине» Дунаевского, «Три танкиста» братьев Покрасс, попурри из украинских мелодий. Впоследствии бойцы и офицеры говорили, что они слышали музыку даже тогда, когда воевать приходилось в домах. Некоторые раненые при звуках Государственного гимна вновь брали оружие и шли на врага. Красноармеец Смирнов сказал, обращаясь к товарищам: «С песней шли мы в Тернополь. И вот сейчас музыка провожает нас в бой. Будем же бить фашистов так, чтобы ни один не ушел отсюда».

Фронтовая самодеятельность была богатой и разнообразной, хотя и неровной по качественному уровню. Из-за отсутствия достаточного количества квалифицированных руководителей в самодеятельное искусство иногда проникали худшие образцы «легкого жанра», примитивная и дешевая джазовая музыка.

В условиях, когда выполнение боевой задачи требовало крайнего напряжения всех сил, у людей часто не хватало времени даже для сна, отдыха. И если, невзирая на усталость, люди еще пели и плясали – это значит, что любовь к искусству была действительно велика. В одной артиллерийской части (береговая оборона) участники самодеятельности приходили на занятия за 28 километров в бурю, в метель, по обледенелым горным тропинкам.

Фронт спаял в одну боевую семью людей разных национальностей. В армии звучали напевы чуть ли не всех народов нашей страны. Это способствовало взаимному обогащению различных национальных культур. Особенно широко были распространены русские песни. Война воскресила, в частности, лучшие песни старой русской армии, и такие из них, как «Бородино», «Было дело под Полтавой», напоминали о славе русского оружия. Большой успех имела старая солдатская песня «Взвейтесь, соколы, орлами», ее ритмическая энергия наэлектризовывала массы.

Много хороших песен было сложено самими фронтовиками, многие были сочинены в партизанских отрядах. Лучшие образцы фронтового и партизанского фольклора связаны с плодотворными традициями народного творчества, советской массовой песни. Но появлялись также песни в духе дешевых образцов джазовой музыки и мещанской душещипательной «лирики». Делались попытки искусственно сочетать музыку опереточно-джазового, эстрадного стиля с серьезными, иногда даже глубоко драматическими текстами. Возникало резкое противоречие между музыкой и литературным содержанием песни.

Советские люди и боролись, и погибали с песней. В Киеве гитлеровцы расстреляли группу матросов Днепровской речной флотилии. Их вели на расстрел по Крещатику. Они шли в истерзанных тельняшках и пели родную матросскую песню «Раскинулось море широко». Последними мыслями наших людей, погубленных гитлеровскими палачами, были мысли о родине, о партии большевиков.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189