Оригинальные мелодии в народном духе

К числу этих композиторов относятся в Узбекистане – Тохтасын Джалилов, в Киргизии – Абдылас Малдыбаев, в Таджикистане – Шариф Бобокалонов, явившиеся ближайшими сотрудниками русских мастеров.

Все сказанное объясняет поистине бурный рост музыкально-театрального искусства в Средней Азии и Казахстане, обеспечить который смогли только ленинская национальная политика, только социалистический строй. Вместе с тем на частном примере оно убедительно доказывает подлинную монолитность многонациональной советской культуры, в разном художественном обличье говорящей об общих для всего советского народа жизненных устремлениях.

ВЕЛИКИЙ ПЕВЕЦ БРАТСТВА НАРОДОВ

В истории литературы и искусства народов Советского Закавказья с равной любовью называется замечательный поэт-музыкант XVIII века, по обычаю времени принявший прозвище С а я т — Нова, что означает «Царь песнопений» или «Владыка музыки». Армянин по происхождению, он провел жизнь в Грузии, немало бывал также в сопредельных странах и с одинаковым совершенством сочинял песни на армянском, грузинском и азербайджанском языках. В своей личности и творчестве он с редкой силой воплотил братство трех народов, по-соседски трудившихся и совместно боровшихся против местных и пришлых угнетателей.

Саят-Нова был ашуг. Этим словом в Закавказье с конца XVI века обозначали народных певцов, исполнявших сочиненные ими стихи под собственный аккомпанемент на музыкальном инструменте. Раньше в Армении их называли – гусан, в Грузии – мгосани, в Азербайджане – озан. Историки уже давно обратили внимание на близость приведенных названий, являвшуюся, конечно, следствием тождества облика и деятельности народных умельцев. Каждый из них являлся и поэтом, и композитором, и певцом, и инструменталистом, а вместе с тем также плясуном и комедиантом-мимом. В древности это искусство полностью было синтетическим, постепенно же ведущее значение стали приобретать поэзия и музыка.

Ашуги и их предшественники сыграли выдающуюся роль в истории Закавказья. Их искусство органически выросло из массового народного творчества и было с ним связано прочными нитями, развивая его и обогащая. И хотя отдельные ашуги продавали свое мастерство власть имущим и поступали на службу к царям и вельможам, большинство оставалось глашатаями справедливости и свободы. Они считали себя слугами народа, но тем самым оказались и его учителями.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189