Основная тема произведений С. Прокофьева

Не все в равной мере удалось С. Прокофьеву. Он не смог достаточно глубоко выразить героическую тему революционной борьбы за власть Советов. Отдельные сцены в музыкальном отношении слишком фрагментарны. Опера написана неровно; композитор везде ищет свежие, не банальные краски, приемы, но результаты его поисков не всегда полноценны. Четвертое и особенно пятое действие в художественном отношении уступают предыдущим. Это связано с тем, что развитие сюжета в конце оперы несколько скомкано, излишне убыстрено.

«Семен Котко» – плодотворный творческий эксперимент. Споры, разгоревшиеся вокруг этой оперы, не умаляют ее роли в истории советского оперного искусства.

Жена Сергея Сергеевича – М. Мендельсон-Прокофьева – рассказывает, как однажды они решили перечитать «Обломова». Прокофьев любил время от времени возвращаться к шедеврам классической литературы. Но герой романа Гончарова был ему настолько далек, что чтение вскоре пришлось бросить. Сергей Сергеевич не мог заинтересоваться таким персонажем, он вообще не мог себе представить человека, находящего удовольствие в ничегонеделании. Сам он работал много и неустанно. В последние годы своей жизни композитор тяжело болел и все-таки не прекращал творческой деятельности, торопясь высказать все, что он хотел поведать миру.

Тема – Россия и русский народ, воплощенная в «Александре Невском», – легла в основу ряда последующих прокофьевских произведений. Композитор вновь обратился к истории своей родины. Он написал музыку к фильму «Иван Грозный» (две серии, 1942–1945), оперу «Война и мир». Эта опера была любимым детищем автора. Работе над ней он отдал много времени и сил.

«В дни войны с германским фашизмом нам стали особенно близки и дороги страницы романа Льва Толстого «Война и мир» об Отечественной войне 1812 года, и мне захотелось написать оперу на этот сюжет, хотя я и сознавал всю трудность задачи», – вспоминал Прокофьев.

Первая редакция оперы была завершена в 1942 году. Позже композитор значительно переработал и расширил это произведение, возвращаясь к нему вплоть до самой смерти.

Либретто «Войны и мира» составлено композитором совместно с М. Мендельсон. Оно в значительной мере построено на подлинном тексте Толстого. Либреттисты воспользовались также приказами и воззваниями Кутузова, текстами песен той эпохи.

В опере тринадцать картин. Первоначально автор рассчитывал на два вечера, но потом сделал сокращенный, одно-вечерний вариант. Впрочем, Большому театру и театру имени Станиславского и Немировича-Данченко удалось, не прибегая к значительным сокращениям, уместить всю оперу в рамках одного спектакля.

События 1812 года образуют идейный и драматургический центр произведения. Вместе с тем Прокофьев уделяет много внимания личным судьбам героев Толстого. Опера делится на две большие части. Первые семь картин рисуют жизнь персонажей до начала Отечественной войны. На первом плане – образ Наташи Ростовой. Следуя за Толстым, Прокофьев повествует о любви Наташи и Андрея Болконского, о ее роковом увлечении Анатолем Курагиным. Следующие картины посвящены войне. Здесь показана панорама Бородинской битвы. Затем – военный совет в Филях, Москва, охваченная пожаром, последняя встреча Наташи со смертельно раненым Андреем Болконским (изба в Мытищах), старая Смоленская дорога, отступление армии Наполеона, победа русского народа.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189