амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Основные части оперы-кантаты «На поле Куликовом»

Ариозо Дмитрия Донского (третья часть) открывается новой важной темой  – это воинственная фанфара, боевой сигнал. По своему внутреннему смыслу она связана с образом России. Появляясь в хоре вестников и в эпилоге, эта тема приобретает лейтмотивное значение: родина зовет своих сынов на боевые дела, на подвиг.

Неторопливо, торжественно звучит ариозо Донского  – речь, обращенная к русским дружинам. Интонации и гармонические обороты этой части близки к вокальным монологам из «Князя Игоря» и «Бориса Годунова».

Четвертая часть  – баллада Витязя; она передает его ночные думы. Музыкальные образы баллады лиричны, проникнуты тихой грустью или же чувством беспокойства, тревоги. Форма этой части  – тема с тремя вариациями. Сосредоточенная, задумчивая тема исполняется одним оркестром. Три вариации соответствуют трем стихотворным строфам.

В целом вся эта часть  – огромное медленное вступление к последующему сонатному аллегро (пятая часть). Неразрывность четвертой и пятой частей выражена прежде всего сюжетно. Баллада, как и предыдущий хор, рисует ночь перед битвой; все заснули, только одинокий всадник бродит в поле наедине со своими думами. Но вот в далеких просторах возникают «рокоты сечи»: враги идут. Начинается пятая часть  – битва на Куликовом поле.

Баллада подготовляет картину битвы не только сюжетно, но и эмоционально. В основе баллады  – большое внутреннее нарастание. Начало ее овеяно «вековою тоской» она сменяется душевным подъемом, мужественной решимостью. Эти настроения особенно ярко выражены в связующем эпизоде (переход от третьей вариации к пятой части). Мы слышим дробный цокот копыт, трубные зовы. Зарево пожара встает над землею. Близок грозный час. И Витязь смело идет навстречу судьбе.

Четвертая и пятая части объединяются также и тематически. Тема сонатного аллегро звучит уже в конце баллады (здесь ее можно назвать «темой-предвестником»). В свою очередь, основная музыкальная мысль четвертой части (тема вариаций) появляется в разработке аллегро. Этот прием еще раз подчеркивает, что баллада выполняет функцию медленного вступления.

Стремление Шапорина объединить в одно целое крупные, самостоятельные по своему значению части говорит о значительных симфонических масштабах музыкального мышления композитора. Возникают большие волны симфонического движения. Общая композиция, образуемая сопоставлением смежных частей, приобретает черты монументальности.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама