Основные достижения оперного творчества 30-х годов

К крупнейшим произведениям мировой литературы обращались и другие композиторы. Опера В. Крюкова «Станционный смотритель» по Пушкину  – один из первых в советской музыке опытов создания лирико-драматической оперы, наполненной, говоря словами Чайковского, простыми, но сильными чувствами. Большая эмоциональность, мелодическая выразительность лучших сцен этого произведения определили его успех, несмотря на некоторую расплывчатость музыкальных характеристик и «общие места», в которых утрачивается индивидуальная определенность стиля. Интересную, но не во всем удачную попытку передать в опере сатиру Салтыкова-Щедрина сделал А. Пащенко, написавший оперу «Помпадуры» по мотивам двух произведений  – «Помпадуры и помпадурши» и «История города Глупова». Либреттистам и композитору все же не удалось в достаточной мере выразить пафос беспощадного сатирического обличения, которым проникнуто творчество великого писателя.

Из ряда опер тех лет ярко выделился «Кола Брюньон» («Мастер из Кламси») Д. Кабалевского по Ромену Роллану. Это произведение заключает в себе много прекрасной музыки, сочетающей обаятельный лиризм и сильные драматические кульминации. Жизнеутверждающая идея оперы раскрывается прежде всего через образ Брюньона  – человека из народа, художника созидателя. Нельзя не пожалеть, что в силу разных причин (во многом не зависящих от качества музыки) сценическая жизнь первой оперы Кабалевского была не очень долгой. Хочется верить, что «Кола Брюньон» еще воскреснет на наших сценах и будет по достоинству оценен широкой аудиторией.

Итак, оперное творчество тех лет знало и несомненные достижения и столь же явные неудачи. Оперы Дзержинского, Хренникова, Прокофьева, Кабалевского – очень разные по тематике, стилю, приемам музыкальной драматургии  – утверждали реалистические принципы (хотя и не всегда достаточно последовательно)- В опере Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», написанной на сюжет (повести Лескова, сказалось воздействие модернистской оперной эстетики. Высокую трагедийность, к которой стремился композитор, подменил экспрессионистский разгул грубых страстей, сатиру  – нелепая гротескная карикатурность. Лишь в отдельных сценах, потрясающих своей правдивостью» и трагической глубиной, композитору удалось порвать путы модернизма.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189