Основные необходимые навыки фортепианной игры

Закладка фундамента – основных необходимых навыков фортепианной игры в особых условиях классов общего фортепиано музыкальных училищ – требует продуманности каждого шага в ускоренном движении вперед. Каждый урок должен содержать новые задачи, пути решения которых педагог и ученик ищут совместно. Проблемно-творческий характер урока – залог успеха работы со старшими учащимися. К числу сложностей фортепианной игры относится аппликатура. В кратчайшие сроки начальных уроков старший учащийся должен и способен познать её закономерности. Но успех будет обеспечен в том случае, если педагог откажется от назойливой опеки ученика, не станет обозначать карандашом палец над каждой нотой, а проанализирует на уроке новую аппликатурную ситуацию, делая выводы и обобщения. Аппликатура как постоянно действующая система, её логика, правила и случаи отклонения от них познаются от урока к уроку, в самостоятельной работе над домашним заданием.

Необходимо привить понимание и признание аппликатуры как элемента, обязательного при исполнении нотного текста, что требует анализа каждого её обозначения в нотах. Чтобы учащийся серьёзно относился к аппликатурным обозначениям, педагогу следует при внесении своих изменений в нотный текст обязательно пояснить причину. Овладение аппликатурными нормами осуществляется успешнее в тех классах, где педагог с самого первого занятия приучает ученика к ограничению обозначений аппликатуры. И наоборот, менее всего приучены к аппликатурной культуре учащиеся того педагога, который пишет своим карандашом в нотах поверх печатного текста ту же цифру, но более крупно. При таком «методе» ученик отучается видеть печатный знак. К сожалению, очень часто приходится встречаться с отсутствием профессиональной культуры в понимании вопросов аппликатуры абитуриентами музыкальных училищ. Наблюдается игнорирование обозначений в тексте, полная беспомощность, безграмотность при выполнении простейших заданий.

При разборе начальных пьес, где в расчете на ребенка аппликатурные обозначения могут быть очень подробны, целесообразно предложить учащемуся вычеркнуть те цифры, без которых можно обойтись, так как логика построения мелодии неизбежно приводит только к указанному варианту. Очевидно, что в пятиклавишных построениях необходимо указать лишь палец, с которого начинается мелодия. Чем меньше знаков, тем весомее каждый из них. Важно уже с первого урока выработать у учащегося особое снимание к обозначению 1-го пальца как определяющего позицию. При перекладывании обосновать целесообразность 3, 4-го или 2-го пальца и т. д. Одним словом, соблюдая указанную в тексте аппликатуру и принимая собственные решения, учащийся привыкает выявлять её закономерности и усваивает их.

Специального внимания требует навык исполнения повторяющихся звуков мелодии. Умелое руководство педагога состоит в том, чтобы сориентировать учащегося на правильное интонационное прочтение повторяющихся нот, определить направление их интонационных связей – тяготения к предшествовавшему, или последующему звуку, что должно стать предметом специального анализа перед чтением текста. В зависимости от решения определяются и аппликатура повторяющихся звуков и их исполнение легато:

Для естественной постановки рук, их здорового состояния необходимо налаженное «дыхание», то есть умение во время игры соблюдать ритм работы и отдыха мышц. Условия для естественного овладения навыком расслабления мышц во время игры создаёт репертуар, обеспечивающий четкую ритмическую организацию игровых движений. При этом единая для обеих рук ритмическая пульсация будет способствовать координации их движений. Для налаживания свободы дыхания, связанной с координацией движений, очень важно, чтобы в начальных пьесах сохранялась от начала до конца функция каждой руки (мелодия либо аккомпанемент). Желательно, чтобы ритмическое разнообразие мелодической партии сочеталось с ранее усвоенным единым для всей пьесы ритмическим стереотипом аккомпанемента. Развитие координации должно вестись системно, новые задания на координацию выполняются на основе знакомого ученику материала. Например, задачу координации различных приёмов звукоизвлечения целесообразно решать на простейших ритмических пятиклавишных построениях. Она продуктивнее решается при условии наиболее благоприятного для координации симметричного направления движения пальцев:

Навык, приобретённый на простейших упражнениях, сохраняется и при выполнении более сложных заданий.

В последовательном процессе изучения, необходимых для игры на фортепиано приёмов, одновременно развиваются, обогащаются навыки слышания, звукотворческого осмысления нотного текста, чтения с листа и др. Принципиально новым для многих учащихся окажется комплекс навыков, необходимых для исполнения полифонической музыки. Темпы и сроки их освоения зависят от способности слышать многоголосие в фортепианном изложении. Приобщение к такому опыту можно начинать уже на первых занятиях. Несомненную пользу окажет работа над двух-трехголосной полифонией в ансамбле с педагогом. Потребуются пьесы с полноценной полифонической фактурой – реально звучащими голосами. Учащийся исполняет тот голос, аппликатурно-топографическая структура которого соответствует установкам первоначального обучения. Такую работу следует проводить на каждом уроке в качестве чтения с листа. Материалом могут служить художественные произведения – хоровые партитуры обработок народных песен (напримерН. Леонтовича). Ученику удобнее играть басовые партии как менее подвижные и ритмически более простые.

Если вас интересует  интернет-телевидение и радио онлайн то заходите на сайт http://tvblip.com/. Компания TVblip собрала огромную базу лучших мировых каналов, которые вам очень понравятся. На сайте вы найдете более 3000 телевизионных каналов и более 6000 радиостанций, которые можно посмотреть  или послушать on-line в любое время суток абсолютно бесплатно.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189