Основные требования к учащимся в условиях классов общего фортепиано

Как же в условиях классов общего фортепиано реализовать требование к художественному осмыслению и воспроизведению всех элементов текста, создающих художественно убедительное целое: интонации, штриха, качества звука, педали, темпа и мн. др, и с помощью каких средств «объять необъятное»? Ведь у большинства учащихся пианистическая подготовка недостаточна для совершенного исполнения фортепианных произведений, вошедших в репертуар народных инструментов. К тому же общий бюджет учебного времени, на которое претендуют, кроме фортепиано, и другие трудоемкие предметы, не располагает резервами для многочасовой ежедневной работы над фортепианной техникой. Когда и как привить понимание закономерностей стилей, расширить диапазон ориентации учащихся в художественных закономерностях стилевого разнообразия фортепианной музыки?

На вопрос «когда» есть только один ответ: на уроке. Вопрос же «как, какими средствами» – из области методики. Ответов множество, так как каждый педагог на пути к цели в своей работе избирает средства, наиболее близкие собственному опыту и приемлемые для конкретного учащегося. Однако общим является принцип отбора репертуара, который в практике кафедры общего фортепиано Киевской консерватории получил условное название «перспективное стилевое планирование». Воспитание исполнителя и педагога специального инструмента (а именно этим занимаются специальные музыкальные учебные заведения в отличие от остальных, где уровень фортепианной подготовки учащихся может быть таким же, но цели образования иные) возможно лишь на высокохудожественном репертуаре, а расширение музыкального кругозора – при широте охвата всех исторических пластов музыки. Каждая эпоха истории музыки запечатлена в ее литературе, диапазон которой представляет возможность отбора образцов для учебного репертуара учащихся различного уровня пианистической подготовки – от начального периода обучения и далее. Поэтому даже при решении начальных задач пианистического развития учащихся, общение с сочинениями выдающихся мастеров будет наиболее эффективным для художественного развития музыканта. Исполнение музыки великих композиторов, познание принципиальных ее основ возможны и на простых образцах их музыкального наследия, доступных на данном этапе освоения фортепиано: И. С. Баха, И. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, П. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича и др.

Предвижу возражение, что в начальном периоде обучения руки учащегося еще не готовы к исполнению названного начального репертуара. Можно не сомневаться, что руки справятся, если ими будет руководить уже достаточно развитое музыкальное мышление, весь тот комплекс слуховых навыков, которым обладает учащийся среднего учебного заведения, избравший музыку своей профессией. И если во главу угла ставить задачу воспитания музыканта через общение с фортепиано, то случайный или узко инструктивный по своему назначению репертуар (никого и ничего не представляющий) не должен допускаться к этому процессу. Отбор каждого произведения в рабочий план учащегося должен осуществляться с позиций наибольшего использования его для расширения музыкального кругозора, накопления художественного опыта исполнителя. Произведение должно рассматриваться как представитель литературы данной эпохи, стиля, автора.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189