Первые песни Хамзы

Если первые свои песни Хамза сочинял на неизмененные народные напевы, то в дальнейшем он – как всякий истинный музыкант – не мог удовлетвориться пассивным приспособлением нового текста к старому напеву. Поэтому там, где прежний и новый песенные образы не совпадали, он переосмыслял и переделывал напев, впоследствии же стал сочинять свои собственные мелодии. При этом он старался сочетать узбекскую народную песенную традицию с интонациями и ритмами русской революционной песни, а также песен других народов – азербайджанских, татарских, уйгурских и т. д. Тем самым Хамза оказался первым узбекским композитором советской формации, для которого прошлое подчинено настоящему, а национальное есть часть общечеловеческого, интернационального.

В годы гражданской войны Хамза работал при штабе Туркестанского фронта, где руководил музыкально-театральной труппой, которая выступала в частях, госпиталях и среди городского населения с драматическими пьесами, инсценировками и концертами. М. В. Фрунзе высоко ценил агитационное значение художественной деятельности Хамзы.

После перехода страны к мирному строительству Хамза всю свою кипучую энергию отдал просвещению народа, в том числе и музыкальному. В твердом убеждении, что благоговейное почитание родной старины не означает слепого перед ней преклонения и что из унаследованного достояния надо сохранять все способствующее дальнейшему росту, Хамза смело расширял круг выразительных возможностей узбекской музыки. В частности, его занимали вопросы реконструкции национального инструментария и применения в узбекской практике европейских инструментов. Он явился организатором в Фергане духового оркестра европейского типа. И он беспрестанно учился, завоевывая новые области науки и искусства.

Категорически разойдясь с националистически настроенными музыкантами, отрицавшими допустимость применения европейской нотации в узбекской музыке, Хамза почти в сорокалетием возрасте начал изучать европейскую теорию композиции, поступив во вновь открытый в Самарканде Научно-исследовательский институт музыки. Как всегда, с величайшей горячностью овладевал Хамза новыми знаниями и навыками, прекрасно понимая, что освоение мировой и особенно русской культуры сможет помочь окончательно разорвать феодальные путы, мешавшие свободному росту узбекской музыки.

Скоро начинается сезон отдыха на море. А кокой отдых может быть на пляже без красивых и стильных купальников.  Если вы хотите купальники мини купить — вам нужно зайти на сайт интернет магазина купальников Bikini-Market. Цены и качество товара вас приятно удивят.

Но чем больше авторитета приобретал Хамза в глазах народа, почитавшего в нем даровитого «учителя искусства» и мудрого наставника жизни, тем больше ненависти вызывал он среди контрреволюционных националистов. 18 марта 1929 года Хамза был зверски убит в Шахимардане, а совсем незадолго до того самаркандские друзья получили от него письмо с выражением надежды на скорое возобновление музыкальных занятий и с призывом к сотоварищам хорошо и упорно учиться.

Светлый образ безвременно погибшего замечательного композитора-гражданина навсегда останется для всех узбекских музыкантов ярким примером острого чутья современности, высокой принципиальности и беззаветного служения народу.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189