амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Песенные жанры Д. Кабалевского

Кабалевский широко пользовался песенными жанрами. В его опере представлены различные типы русской песенности: старые крестьянские мелодии, колыбельная, песенная басня Назара, хоры партизан, хор старой «рабочей гвардии», основанный на интонациях революционного фольклора, молодежные песни. Большое значение имеет в опере также речитатив и смешанный речитативно-ариозный стиль.

Мы еще не слышали такой советской оперы, где оркестр был бы столь выразителен, так чутко передавал бы ход драматического действия. Как писал Ю. Келдыш, оркестр «отзывается на все сценические события и досказывает драматический смысл тех или иных ситуаций, продолжая развитие тематического материала отдельных вокальных номеров или сцен».

В следующей своей опере – «Никита Вершинин» Кабалевский обратился к повести и пьесе Вс. Иванова «Бронепоезд 14-69» (либретто С. Ценина). Композитор показал поколение наших «отцов», борющихся с интервентами и контрреволюционерами за Советскую власть на Дальнем Востоке.

По сравнению с «Семьей Тараса», в «Никите Вершинине» более развита эпическая линия. Она выражена в больших народных сценах (не во всем, впрочем, удавшихся композитору). Стиль оперы более традиционен: в ней много закругленных номеров, развернутых арий. Вместе с тем некоторыми своими сторонами «Никита Вершинин» соприкасается с предыдущей оперой. Так, музыкальный образ вожака партизанской армии Вершинина близок к образу Тараса; коммунист-подпольщик Пеклеванов напоминает Степана. Свежие музыкальные краски нашел Кабалевский для Син-Биу, его музыкальная характеристика построена на китайских народных мелодиях. Очень сильно показана обреченность и внутренняя опустошенность белогвардейца Невеласова.

Значительность содержания оперы «Никита Вершинин» вне сомнения. Бесспорно и то, что в этой опере вновь проявился высокий профессионализм автора. Однако народный героический эпос, занимающий в «Вершинине» большое место, не очень близок дарованию Кабалевского. Ему не вполне удались образы партизА. Чрезмерная традиционность форм порой накладывает на оперу печать холодноватого академизма, излишне замедляет ход действия. Уже после премьеры в Большом театре Дмитрий Борисович задумал вторую редакцию этого произведения.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама