Песенный стиль Дунаевского

Песенный стиль Дунаевского – явление сложное, складывающееся из различных элементов.

Если В. Захаров ориентировался почти исключительно на крестьянский фольклор, то Дунаевский обращался к различным видам народнопесенного искусства, а также к различным жанрам бытовой инструментальной музыки. Основа его творчества – русское народное песенное искусство. Однако он исходил, главным образом, от городской, а не от крестьянской песенной культуры. Дунаевский, например, воскрешал в обновленном виде некоторые приемы, свойственные русскому лирико-бытовому романсу первой половины XIX столетия, пользовался типично русскими подголосками, возникающими в партиях хора или в сопровождении, материалом бойких частушек. Внимание композитора привлекали также обороты украинских песен («Марш трактористов» из фильма «Богатая невеста»). Песни из фильма «Искатели счастья» основаны на еврейских народных мотивах. «Хороводная» из оперетты «Золотая долина» представляет собой переработку грузинского фольклора.

Композитор свободно трактовал народнопесенные обороты, развивая их в своей индивидуальной манере. Немалая роль здесь принадлежит гармонии, – она часто дает новое освещение какой-нибудь знакомой попевке, – и, особенно, ритму. Четкий, зачастую маршевый, ритм Дунаевский порой сочетает с мелодическими оборотами, которые восходят к старым песням – плавным, отнюдь не маршеобразным.

В творчестве Дунаевского есть также отголоски революционных песен («Песня о Каховке») и военных маршей с их железным, все подчиняющим своей мерной поступи, ритмом.

Важную сторону творчества замечательного композитора составляют стилевые элементы, связанные с опереттой и джазом. Если песенный жанр обогатил оперетты Дунаевского, то его песни заключают в себе некоторые опереточные стилевые черты. Они особенно заметны в песнях, где переданы заразительно-веселое настроение, юмор. Тут мы ощущаем близость к опереточному «каскаду».

Дунаевский призывал «умно и правильно определить наше отношение к джазу и его влияниям на песенное творчество». «Можно утверждать, – писал композитор, – что советская массовая песня, являясь весьма сложным стилевым сплавом, растворила в себе некоторые джазовые элементы, способствовавшие появлению в песнях новых приемов, в частности, более энергичной моторности»

Дунаевский вводил в некоторые свои песни джазовые ритмы, что усиливало динамику музыкального движения, пользовался джазовыми гармониями и тембрами. Однако он сам критиковал те свои песни, где сказалось чрезмерное увлечение спецификой джаза (песня Кости из фильма «Веселые ребята»).


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189