амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Песня и хоровая музыка

Октябрьская революция, наша героическая борьба с интервентами и контрреволюционными силами вызвали необычайную потребность в песенном искусстве. Во весь голос зазвучали революционные песни-гимны, родившиеся еще задолго до Октября. Раньше за пение этих песен избивали нагайками, бросали в тюрьмы, ссылали; пели их, главным образом, передовые рабочие революционеры. Теперь эти суровые и мужественные напевы облетели всю страну, стали достоянием миллионов.

«Интернационал» стал известен буквально каждому человеку Советской страны; он звучал несчетное число раз на партийных съездах, демонстрациях, митингах и собраниях, в заводских цехах и на поле боя. Он получил огромное распространение за рубежом и вторгался даже в фашистские застенки. «Я думаю об одной девушке, – пишет Илья Эренбург, – это было в Румынии 15 лет тому назад. Ее пытали в сигуранце (румынская фашистская полиция). Когда ее повели на допрос, истерзанную, она запела. Следователь попробовал ее прервать, но она строго сказала: «Встать, когда поют «Интернационал»!»

Любимыми массовыми песнями стали песня «Смело, товарищи, в ногу»,  «Варшавянка» (русский текст этой песни был сочинен в 1898 году в Бутырской тюрьме известным ученым Г. Кржижановским). К числу распространенных песен тех лет принадлежит также «Красное знамя» (слова Кржижановского), «Рабочая Марсельеза» (слова П. Лаврова), «Мы  – кузнецы» (слова рабочего поэта Ф. Шкулева), «Вы жертвою пали».

Все эти песни неизменно сопутствовали Красной Армии, красным партизанам. Д. Фурманов в романе «Чапаев» описывает, как ехал на фронт боевой отряд ивановских рабочих: «Вот ехали теперь на фронт и в студеных теплушках, в трескучем январском, холоду учились, работали, думали… По теплушкам книжная читка гудит, непокорная скрипит учеба, мечутся споры галочной стаей, а то вдруг песня рванет по морозной чистоте  – легкая, звонкая, красноперая.

Мы  – кузнецы, и дух наш молод,

Революционная песенность отличается жанровым разнообразием (революционный торжественный гимн, песня-марш, суровая драматическая баллада, широкая траурно-драматическая песня, наконец, песня-частушка сатирического склада). Вместе с тем многим песням этого рода присущи общие стилистические черты. Одна из таких черт  – четкий мужественный ритм, часто приближающийся к ритму походного марша, что делает песню удобной для исполнения во время демонстрации, похода. Отметим далее большую рельефность, ясность и простоту мелодии, основанной на призывных волевых интонациях. Черты революционного пафоса порой сочетаются с широкой мелодической распевностью, передающей ощущение простора.

Революционная песенность воплотила суровые, порой драматические чувства и непоколебимую веру в будущее, могучий революционный оптимизм.

Сохраняя прочную связь с традициями народного песнетворчества, в первую очередь с традициями старой демократической городской песни, русский революционный фольклор нес в себе новое стилистическое качество, новые важные особенности песенного музыкального языка. Эти новые черты оказали большое положительное воздействие на советскую массовую песню. Оно особенно заметно в песенном творчестве Д. Васильева — Буглая, братьев Покрасс, А. Давиденко, А. Александрова, В. Белого, А. Новикова. Традиции русской революционной песни по новому преломились во многих современных песнях о борьбе за демократию, за мир.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама