амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Подготовка учеников к самостоятельному решению поставленных проблем

Анализ многочисленной литературы показывает, что очень часто едва ли не каждую задачу авторы подают как проблему, способную родить проблемную ситуацию. Принципиальное отличие проблемы от задачи, по нашему мнению, заключается в том, что проблема осознается в мозгу ученика на основании явного несоответствия между ожидаемым предсказанием, складывающимся на базе жизненного опыта, и результатом наблюдения, анализа. Поиск решения проблемы «вблизи известного» ученику не разрешает противоречия, а даже усугубляет его. А это приводит ученика к необходимости поиска нового способа действия. Именно такая деятельность мозга отсутствует при чтении, слушании задачи. Нет и эмоционального состояния, столь характерного для проблемной ситуации, при осознании условия задачи. В процессе решения проблема расчленяется на ряд более мелких, решение которых уже может быть доступно ученику, является для него делом техники.

Значительную часть учебного материала можно изложить, создав ряд интеллектуальных затруднений для учащихся, значительно активизирующих их мышление. Рассмотрим пример.

Перед учителем на уроке физики в X классе стоит задача познакомить учеников с постулатами Бора. План первого пути решения задачи может быть таким; познакомить в общих чертах с моделью атома Томсона, рассказать об опытах Резерфорда и его сотрудников Марсдена и Гейгера, сформулировать идею устойчивости атома Резерфорда и сообщить о постулатах Бора. Это вполне нормальный план, реализация которого проста, а потому наиболее часто встречается в практике.

Если хотите хорошо провести время, не выходя из дома — закажите суши домой и удивите своих близких и друзей.   И помните что доставка суши по киеву не займет много времени, если вы обратитесь в хороший суши-ресторан.

План второго пути. Вначале сообщить ученикам факты о работах многих физиков последней трети XIX в., позволивших Томсону доказать, что существует частица, которую Стоней назвал электроном и которая обладает такими-то свойствами. В 1896 г. было обнаружено явление радиоактивности. Анализ продуктов распада атома показал, что они содержат положительно заряженные атомы гелия. Здесь рассказ прерывается вопросом: «Как все это согласовать с фактом, который был столь долго незыблем, — неделимостью атома, его бесструктурностью?» Опыт говорит, что ученики с помощью учителя легко строят модель атома по Томсону. Учитель далее сообщает, что такая модель, опираясь на законы классической электродинамики, позволила объяснить ряд фактов и имела определенный успех.

Затем ставится вопрос; «Как можно проверить правильность или несостоятельность модели атома Томсона?» Для подавляющего большинства учеников эта задача слишком сложна, поскольку они даже не знают, с чего начать ее решать. Учитель подсказывает, как с помощью люминесцирующего экрана можно обнаружить летящую а-частицу, что она положительна. Поверхность сферы по Томсону тоже положительна. Очень скоро предложения учеников обретают ясную форму, и учитель их обобщает. Такой опыт и проделали сотрудники Резерфорда.

 

Далее обсуждается вопрос: «Могли бы а-частицы отклониться на большой угол при столкновении с объектом, по структуре похожим на атом Томсона?» С помощью учеников находим, что нет. Затем следует вопрос: «Какая модель, какие конфигурации ядра и электронов могут быть устойчивыми?» Приходим к планетарной модели. И последний вопрос, ради которого были заданы все предыдущие: «Может ли атом Резерфорда быть стабильным?» Это трудный вопрос, являющийся, кстати, прекрасным приме) ром относительности проблемы. Практически ни у кого из класса этот вопрос не рождает никаких противоречий. Здесь нужна подсказка для того, чтобы создать противоречие, которое, безусловно, существует объективно в рамках классической физики. Факты таковы: 1) Электрон движется ускоренно.

1)   Атом устойчив. Время его устойчивого состояния бесконечно велико. 3) Ускоренно движущаяся частица излучает энергию в виде электромагнитных волн. 4) Потенциальная энергия электрона в атоме конечна и постоянна. Следовательно, электрон, излучая, должен упасть на ядро, и атом разрушится, но он устойчив, стабилен. Вот теперь каждый сознает противоречие и пытается его решить. Одна из самых драматичных проблемных ситуаций в физике стала проблемной и для учеников. Решение этой проблемы в разных классах различно. В большинстве случаев более или менее длинная серия подсказок приводит учеников к необходимости сделать революционный шаг — электродинамика верна там, где она неоднократно проверена опытом, а в атоме ускоренно движущийся электрон не излучает. Важно подчеркнуть, что основания хорошо проверенной и оправданной науки не подрываются. Таким образом, мы подошли к формулированию постулатов Бора. На уроке на это уходит около 30 минут.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама