Поэма «Памяти Сергея Есенина»

В поэме «Памяти Сергея Есенина» мы слышим и протяжно-тоскливую русскую песню, и задорную частушку, отголоски старинных обрядовых песен, и звонкие свирельные наигрыши. Вместе с тем – ни тени архаики,*стилизации, примитивного этнографизма. Все очень просто, но и свежо, современно, молодо.

Свиридов хорошо чувствует поэзию Есенина, он умеет выразить ее душу, ее обаяние. Несколькими музыкальными штрихами, он создает то или иное настроение. Иногда какой-нибудь оборот, попевка, темброво-гармоническая краска сразу выражает определенный колорит.

О «Патетической оратории» Свиридова спорили, ее достоинства не сразу и не всеми были оценены. Но, независимо от спорности тех или иных приемов вокального «прочтения» стихов Маяковского, надо признать: сочинение это талантливо и производит большое впечатление. Композитор нашел музыкальные образы, соответствующие революционному духу стихов знаменитого поэта. Музыка передает монументальность поэзии Маяковского, ее ораторский пафос. При этом Свиридов не ограничивается декламацией, речитативом, он находит широкие мелодии, умеет «распеть» стихи, по своей природе как будто не мелодические.

С огромной убеждающей силой переданы музыкой поэтическая декларация молодого поэта-бунтаря («Марш»), образы гражданской войны («Рассказ о бегстве Врангеля», «Героям Перекопской битвы»). В простой песенной манере решен эпизод, повествующий о том, как советские рабочие строят город-сад. Проникновенно-теплыми интонациями насыщен «Разговор с товарищем Лениным». Не вполне оправдан, однако, сумрачный, темный колорит этой части.

Для финала композитор взял известнейшие стихи Маяковского «Необычайное происшествие» («В сто сорок солнц закат пылал»). Но от этих стихов остались лишь начало и конец; опустив весь большой средний раздел, Г. Свиридов обеднил замысел поэта. Не очень удалась на сей раз попытка широко распеть начальные строки стихотворения. Но завершающий ораторию эпизод покоряет слушателей мощью, солнечным блеском звучания.

Прошло уже немало лет с тех пор, как были написаны стихи Маяковского, включенные Свиридовым в его ораторию. Тем не менее она очень современна по мыслям и чувствам, выраженным в ней. Этими мыслями и чувствами живут сейчас советские люди. Оратория дает пример современного русского музыкального стиля. Он отличен от стиля есенинской поэмы, но сохраняет национальную самобытность и свежесть.

В 1960 году Свиридову за «Патетическую ораторию» присуждена Ленинская премия.

Советскими композиторами написано много выдающихся произведений для камерных ансамблей (трио, квартеты). Гораздо хуже обстоит дело с сольной музыкальной литературой для фортепиано, скрипки, виолончели. Концертный репертуар наших музыкантов-исполнителей очень медленно пополняется удачными пьесами советских авторов. Почти не появляются художественные концертные произведения для духовых инструментов. Много предстоит сделать для пополнения педагогического репертуара.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189