Поэма У. Гаджибеков «Лейли и Меджнун»

Молодой публицист У. Гаджибеков ратовал за распространение в Азербайджане русской культуры, вне связи с которой не могла успешно развиваться национальная азербайджанская культура. «Создание школы на родном языке  – очень трудная проблема в настоящих условиях, да к. тому же это еще не выход, ибо без знания русского языка, владея только родным, многого достичь нельзя», – отмечал У. Гаджибеков в статье «Вопросы школы». Смелая литературная деятельность будущего композитора вызывала озлобление реакционеров. Гаджибекову нередко приходилось отражать нападки враждебного ему лагеря.

Молодой журналист не оставлял музыкальных занятий. Все более овладевала им мысль создать азербайджанский музыкальный театр. В то время он уже знал оперную литературу. Его любимыми операми были «Пиковая дама», «Аида» и «Тоска». Несмотря на отсутствие необходимой. теоретической подготовки Гаджибеков решает написать оперу, положив в ее основу легенду о Лейли и Меджнуне.

«И эта повесть, как караваны, пройдет чрез все, где любят, страны». Так писал в своей поэме «Лейли и Меджнун» великий азербайджанский поэт XII века Низами. Легенда о любви и страданиях («восточных Ромео и Джульетты» получила огромное распространение. К ней обращались многие поэты и музыканты. У. Гаджибеков воспользовался поэмой Физули. По словам самого композитора, его произведение представляло собой «нечто вроде оперы». Эпизоды, сочиненные Гаджибековым, чередовались с импровизациями артистов-певцов и музыкантов. Композитор указывал только лады (мугамы), в которых надлежало импровизировать.

Премьера оперы «Лейли и Меджнун» состоялась в 1908 году в Баку. Роль Меджнуна исполнял Г. Сарабский  – впоследствии выдающийся артист Советского Азербайджана. Партию девушки Лейли пришлось поручить… мальчишке-повару! В те времена реакционные обычаи преграждали азербайджанкам путь на сцену. Первая азербайджанская артистка Шевкет Ханум Мамедова едва не стала жертвой дикой расправы, которую пытались организовать фанатики-мракобесы.

Опера шла под аккомпанемент небольшого оркестра (в его состав входили национальные инструменты). Многие оркестранты играли по слуху. Среди оркестрантов был и автор оперы, игравший на скрипке.

Спектакль имел необычайный успех. Публика ломилась в. театр. Мелодии из оперы «Лейли и Меджнун» стали известны по всему Азербайджану.

Окрыленный первым успехом, Гаджибеков сочиняет еще пять опер (одна из них не исполнялась). Уже во второй своей опере он отказывается от импровизаций и пишет всю музыку сам. Однако отсутствие необходимых знаний, композиторской техник» все более тормозит творческую деятельность Гаджибекова. В 1911 году он едет в Москву, где учится у Н. Ладухина и Н. Соколова. Двумя годами позже поступает в Петербургскую консерваторию (класс В. Калафати). Тогда же он пишет музыкальную комедию «Аршин мал алан», получившую мировую известность.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189