амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Поиск современного сюжета для балета

Практика показывает, что особенно трудно найти подходящий для балета современный сюжет и на его основе построить хореографическую и музыкальную драматургию. Современность на балетной сцене выглядит иногда очень наивно и упрощенно. Это происходит в тех случаях, когда композитор и либреттист обращаются к явно не балетному сюжету. Так, в балете И. Акбарова «Мечта» (Узбекистан) изображается выведение морозоустойчивого сорта хлопка путем его скрещивания с красной мальвой. Эта тема для Узбекистана очень важна, но решать ее средствами искусства надо иначе.

Новые оперетты, как правило, сугубо современны по тематике, хотя музыкальное и драматургическое воплощение порой оставляет желать лучшего. Положительную роль сыграло обращение к этому жанру таких композиторов, как Кабалевский («Весна поет») и Шостакович («Москва, Черемушки»), Как и прежде, активно работает в опереточном жанре Милютин.

Мы уже много говорили о советском симфонизме и не будем сейчас останавливаться на отдельных произведениях. Подводя итоги, надо признать, что наибольшее развитие у нас получили лирико-драматическая, эпическая и трагедийная линия советского симфонического творчества. Значительно слабее и медленней развивается симфоническая героика, хотя именно героическая тематика должна была занять в симфонической музыке центральное место. Наша эпоха – эпоха прежде всего героическая, она отмечена бесчисленными подвигами советских людей в боях и в труде. Подвиг во имя родины, во имя народа – самое высокое и прекрасное из всего, что только есть в жизни человека. И произведения, повествующие об этом, также должны быть высокими и прекрасными. К автору музыки здесь предъявляются самые большие требования. Вот почему творческое решение таких задач особенно трудно. Внешне показная «шумиха» многих торжественных финалов в наших симфониях еще не является подлинным выражением героического начала. Речь идет о героике в бетховенском понимании этого слова. Подлинная героика включает в себя и лирику, и трагедийность, и многое другое. Но главенствует героическое. Симфонических произведений такого рода у нас еще очень мало.

За последнее время появился ряд симфоний – многие из них написаны молодыми композиторами. Назовем симфонии К. Хачатуряна, Р. Щедрина, Л. Пригожина, В. Баснера, Д. Тер-Татевосяна, А. Николаева. Не будем разбирать их достоинства и недостатки. Но отметим, что многие из них очень далеки от героики наших дней. Напротив, некоторым из них присуща трагедийность, порой ложно понимаемая: трагическое в данном случае не возникает из жизни, но является плодом абстрактных измышлений, субъективистских чувств. Такая кабинетная замкнутость вдохновения менее всего может способствовать созданию героических образов.

Помимо симфоний, концертов и других «масштабных» произведений, наша аудитория ждет небольших симфонических пьес, «равно докладных знатокам и простой публике», по меткому слову Глинки. Подобные пьесы – очень доступные и высокохудожественные – будут с благодарностью встречены многими слушателями.

Как говорилось выше, творческая работа в жанрах оратории и кантаты одно время замедлилась, так как постоянное обращение к однородным темам и образам порождало штампы, застой. Новое слово в этой области сказал Г. Свиридов. Мы имеем в виду его вокально-симфоническую поэму «Памяти Сергея Есенина» и «Патетическую ораторию» на слова Маяковского. Тепло была встречена слушателями оратория В. Салманова «Двенадцать» по А. Блоку.

Поэзия Есенина, Маяковского, Блока ранее не обогащала ораториально-кантатное творчество. Более того, у нас вообще было очень мало вокальных произведений, литературные тексты которых принадлежали бы Есенину и Маяковскому. Не удивительно, что обращение к этим поэтам как бы влило новую кровь в советскую ораторию.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама