амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Поиски новых форм симфонизма

Продолжаются поиски новых, не стандартных форм ораториального симфонизма. Вокально-инструментальная симфония А. Скулте «Ave sol» синтезирует элементы симфонического и кантатно-ораториального жанров. «Ave sol» – название поэмы Райниса о солнце и ветре. Это образы-аллегории: они олицетворяют грядущую революцию. Воспользовавшись текстом поэмы, Скулте построил форму симфонии как трехчастную композицию («Ранний восход», «Празднество цветов», «Поздний закат»).

Мы знаем, что композиторы  Прибалтики – замечательные знатоки и мастера хорового стиля. Скулте многообразно попользовал хор, широко применив различные полифонические средства.

Когда в наши дни говорят о каком-либо событии музыкальной жизни, все чаще имеют в виду новое музыкальное произведение, появившееся в одной из советских республик. 1961 год был «урожайным» для музыки советской Грузии, торжественно отметившей свое сорокалетие. Продолжается интенсивный рост грузинского симфонизма. Из массы новых симфонических произведений выделилась Вторая симфония А. Баланчивадзе, воспринятая как музыкальная повесть о людях нашего времени. Горячо были встречены оперы «Десница великого мастера» Ш. Мшвелидзе и «Миндия» О. Тактакишвили. Их оценивают как успех не только грузинского, но и всего советского оперного искусства. По-народному глубоко, идейно весомо содержание этих опер; волнует их музыкальный язык, сочный и самобытный, убедительна музыкальная драматургия, особенности которой всецело определяются идейной концепцией, темой, сюжетом.

Опера Ш. Мшвелидзе и О. Тактакишвили принадлежат к различным стилевым течениям грузинской музыки. Ее художественное многообразие проявилось и в этих капитальных работах.

Эпическая опера Ш. Мшвелидзе. (по роману К. Гамсахурдиа) утверждает нетленность народного творчества. Она написана в классических формах. Действие развертывается неторопливо. Музыка, как и в других произведениях этого композитора, вся – от первой до последней ноты – выросла из народной музыкальной речи.

Поэзия Важа Пшавелы уже много раз оплодотворяла творчество грузинских композиторов ((вспомним хотя бы симфонические поэмы того же Ш. Мшвелидзе). Вокально-симфонический цикл «Раненый орел» на слова великого поэта Грузии явился пропилеями к первой опере О. Тактакишвили, вдохновленной поэмой «Змееед». Эта опера перекликается с «Даиси» Палиашвили. В обоих произведениях раскрывается конфликт между патриотическим долгом, гуманистическими идеалами и властью жестоких обычаев, темных злых страстей. Горец Миндия, владеющий чудесным даром понимать таинственные голоса природы, не хочет следовать дикому обычаю кровной мести. И все же в час, когда народ отражает натиск врага, юноша по завету отца мстит за убийство брата. Его враг Чолхия, умирая, говорит: «Я убийца; но ведь и ты стал убийцей?».


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама