«Повесть о настоящем человеке»

Драматургия прокофьевской «Повести о настоящем человеке» заключает в себе элементы монодрамы: внимание зрителей от начала и до конца оперы приковано к главному действующему лицу; его поступки, мысли и переживания заполняют почти все важнейшие сцены (в этом отношении «Повесть» напоминает оперу Н. Жиганова «Джалиль»), Другие образы составляют второй план (за исключением образа Комиссара; этому персонажу принадлежит особо важная роль в концепции произведения). Некоторые эпизоды спектакля решены условными театральными приемами (хор, который не действует, а комментирует действие, «невидимо» присутствующая на сцене невеста Мересьева – Ольга). Композитор не избежал, однако, драматургической рыхлости. Отдельные фрагменты не являются необходимыми с точки зрения художественного целого. В постановке Большого театра они опущены.

«Ясные мелодии и по возможности простой гармонический язык» – так охарактеризовал сам автор музыкальный стиль оперы. И действительно, она радует обилием русских песенных тем. Прокофьев использовал мелодии своих песен, народные темы. Мягкий, лирический народный напев «Что же ты, Сашенька, радость, приуныла, призадумалась» звучит в землянке, куда колхозники принесли тяжело раненного Алексея. Медсестра Клавдия, склонившись над летчиком (он без сознания, в бреду), поет мелодию русской песни «Зеленая рощица». После сцены смерти Комиссара в музыку оперы введена песня «Сон мой милый, сон счастливый». Количество этих примеров можно было бы умножить. Незадолго до сочинения «Повести» Прокофьев обрабатывал русские народные мелодии, в том числе и те, которые он позже включил в свою последнюю оперу. Эти прокофьевские обработки, выполненные с большим мастерством, послужили важным и ценным материалом при создании «Повести о настоящем человеке». Русский народный склад музыки – существенное достоинство этого произведения. Правда, в отдельных сценах мы ощущаем известную архаичность песенных интонаций, не всегда соответствующих современному сюжету.

В опере ярко представлено не только песенное, но и танцевальное начало (вальс, румба). Большая драматургическая роль принадлежит симфоническим антрактам.

В свое время «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева подверглась во многом необоснованной критике. Теперь эта опера получила более объективную и справедливую оценку.

Образы нашей действительности воплощены в трех последних прокофьевских симфониях – Пятой, Шестой и Седьмой.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189