амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Появления ораториального жанра в советском искусстве

Первые попытки раскрыть темы советской действительности средствами ораториального жанра были зачастую неубедительны. Наибольших результатов достиг Прокофьев в «Здравице», написанной по заказу Всесоюзного радио. Музыка «Здравицы» рисует картины народной жизни, нового колхозного быта. Литературный текст построен на материале народных песен  – русских, украинских, белорусских, кумыкских, марийских и мордовских. Весь музыкальный тематический материал принадлежит С. Прокофьеву. «Здравица»  – это «песенный венок», нечто вроде сюиты или, вернее, рондо: веселые, звонкие напевы перемежаются с основной темой, появляющейся впервые в оркестровом вступлении. Она звучит широко и привольно. Композитор расцвечивает ее нарядными, праздничными гармониями. Душевная теплота, столь свойственная основной теме, согревает всю музыку «Здравицы».

Современности посвящены произведения ленинградского композитора М. Юдина  – кантата «Песня о весне и радости», «Реквием памяти С. М. Кирова», «Героическая оратория». Хорошие авторские намерения во многом остались не реализованными из-за несоответствия между замыслом и музыкально-выразительными средствами. Этот недостаток особенно сказался в «Героической оратории». Композитор сделал попытку отобразить Великую Октябрьскую резолюцию, гражданскую войну, социалистическое строительство. Но внешняя помпезность мощного звучания оркестра и хора не могла замаскировать бледность музыкальных мыслей, архаичность интонаций и гармоний. М. Юдин не избежал рутины и штампа, что и привело его к неудаче.

Несравненно больших успехов достигли советские композиторы, воплотившие средствами ораториального жанра славное историческое прошлое России.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны появились три крупных произведения: кантата «Александр Невский» Прокофьева, симфония-кантата Шапорина «На поле Куликовом» и оратория Коваля «Емельян Пугачев». Большая историческая проблематика, идея патриотического служения родине, народу сближают эти широкие ораториально-симфонические полотна.

К тому времени, когда появились названные произведения, в советском искусстве уже был накоплен немалый опыт творческой работы над исторической тематикой. Первоначально эта работа тормозилась влиянием антимарксистских «теорий».


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама